Советы психолога

Как укрепить психику?

Как сохранить своё психическое здоровье?

Так как психическое здоровье зависит от множества факторов, то и действовать нужно комплексно.

Основные шаги на пути к устойчивой и здоровой психике:

  1. Соблюдайте режим дня.

Если вы не будете полноценно отдыхать и высыпаться, то ваша нервная система будет работать буквально на износ, что непременно приведёт к неполадкам и сбоям. Чтобы этого избежать, ложитесь и вставайте в одно и то же время, спите не менее восьми часов в сутки, соблюдайте баланс труда и отдыха, не переутомляйтесь. Если ваш организм настроится на определённый режим, то он будет работать слаженно, соответственно, нормализуется функционирование всех его важных систем, в том числе и нервной.

  1. Правильно и сбалансировано питайтесь.

Состояние и работа нервной системы напрямую зависят от употребляемой пищи, а также содержащихся в ней полезных веществ. И особенно полезны для психического здоровья витамины группы В, цинк, селен, полиненасыщенные жирные кислоты. Употребляйте больше зелени и зелёных овощей, злаков, морепродуктов и морской рыбы, фруктов. А вот от злоупотребления алкоголя, жирного, сладкого, мучного, жареного и маринованного по возможности лучше отказаться.

  1. Следите за своим здоровьем.

Появление хронических заболеваний зачастую сильно изматывает нервную систему. Во избежание этого Вам помогут регулярные профилактические осмотры, ранняя диагностика и соблюдение рекомендаций врачей.

  1. Учитесь контролировать свои эмоции.

Сначала это будет непросто, особенно если вы по натуре являетесь импульсивным и темпераментным человеком. Но если вы будете постоянно тренироваться, то вскоре добьётесь положительных результатов. Помогут в этом некоторые упражнения. Например, если вы чувствуете, что вот-вот «взорвётесь», то попробуйте глубоко подышать и сконцентрироваться на своём дыхании. Или начните считать в обратном направлении. Или подумайте о чём-то приятном, перенесите себя мысленно в то место, где вы были счастливы и побудьте там хотя бы пару минут.

  1. Займитесь спортом.

Спорт на регулярной основе тонизирует, улучшает работу всего организма, помогает «перерабатывать» неприятные эмоции, тем самым улучшает настроение.

  1. Отвлекайтесь на то, что будет дарить вам положительные эмоции.

Это может быть поход в кино, театр, шопинг, ужин в приятной компании, поездка на природу, путешествие, занятия любимым делом и так далее.

  1. Старайтесь минимизировать негативные воздействия.

Так, если вы – сентиментальный человек, то вам лучше избегать разговоров на «болезненные» для Вас темы, не читать и не смотреть криминальные новости, отказаться от просмотра фильмов-ужасов, триллеров.

  1. Расслабляйтесь перед сном

Будут полезны часовая вечерняя прогулка, контрастный душ или тёплая ванна, посмотреть хороший фильм, почитать книгу, послушать музыку

  1. Учитесь мыслить позитивно и во всём видеть хорошее.

Старайтесь отвлекаться и не фиксироваться на негативном, находите даже в самых сложных ситуациях что-то хорошее. Подумайте о том, что в эту минуту может кому-то гораздо хуже, чем Вам. Это непросто, но оптимистам гораздо проще идти по жизни, они более устойчивы к стрессам.

  1. Ищите поддержку и помощь.

Обеспечить её могут родные, друзья или просто незнакомцы на тематическом форуме в интернете. А также всегда можно обратиться за квалифицированной помощью к психологам или психотерапевтам.

 

Помните, что крепкое психическое здоровье – это залог полноценной и счастливой жизни!

 

свернуть

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ИЛИ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ 

СТ. 166-170 УК РБ Преступления против половой неприкосновенности

ГЛАВА 20 Уголовного кодекса РБ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ИЛИ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ 

Статья 166. Изнасилование

  1. Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование) - наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
  2. Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней - наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
  3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет. 

Статья 167. Насильственные действия сексуального характера

  1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), - наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
  2. Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), - наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
  3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, -наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет. 

Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

  1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, - наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.
  2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166или 167 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет. 

Статья 169. Развратные действия

  1. Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166, 167 и 168настоящего Кодекса, - наказываются арестом или лишением свободы на срок от одного года до трех лет.
  2. Те же действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, - наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.

Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера

  1. Понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием служебной, материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей) - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
  2. То же действие, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего  (несовершеннолетней), - наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет.

 

свернуть

Способы борьбы со стрессом

  1. Как себе помочь

Шаг первый

Наиболее эффективный метод обретения навыков расслабления – аутогенная тренировка, т.е. расслабление мышц тела, регулирование сердечной деятельности, воздействие на ритм дыхания и т.д.

Примите «позу кучера»: сядьте на стул, расслабьтесь, голову слегка наклоните вперед, локти положите на колени, ноги расставьте. Произносите следующий текст: «Я совершенно спокоен. Сердце бьется ровно. Мысли текут плавно и медленно. Я отдыхаю. Я совершенно спокоен. Расслабься, успокойся, отдохни. Пусть голову оставят мысли. Пусть шея, грудь и руки отдохнут. Прислушайся к себе: тепло и свет уже в тебе. Они уносят огорчение, плохое настроение. Послушай тишину. Она молчит и отдыхать тебе велит».

 

Шаг второй

После общего расслабления можно выполнить следующие упражнения.

«Дыхание»

  1. Глубокий вдох, руки медленно поднять через стороны вверх.
  2. Выдох с открытым сильным звуком «А-А-А».
  3. Вдох, руки вверх до уровня плеч.
  4. Выдох с открытым сильным звуком «О-О-О» (обнять себя за плечи, опустить голову на грудь).
  5. Медленный, глубокий вдох.
  6. Медленный, глубокий выдох со звуком «У-У-У» (руки опустить вниз).

«Пальцы в кулак»

Сожмите пальцы в кулак, большой палец внутри. Выдох спокойный, в это время сожмите кулак. Затем, ослабив сжатие, сделайте вдох. Упражнение выполняется одновременно двумя руками (5 раз).

«Аромат роз»

Представьте букет роз и вдыхайте аромат воображаемых цветов, наслаждаясь их запахом (запах может быть чего угодно приятного для Вас).

«Солнечный луч»

Представьте, что Ваше тело медленно «обнимает» теплый солнечный луч. Он согревает голову, лицо, шею, руки, ноги. Луч движется, и разглаживает морщинки, исчезает напряжение в области затылка, шеи, спины. Вы становитесь спокойным и удовлетворенным жизнью.

 

Шаг третий

Снимаем головную боль, если она есть.

«Дождик»

Представьте, что Вы забыли зонтик дома. Начался дождь. Теплый, спокойный, приятный. Вам хорошо под дождем. Легкие капли падают на голову, плечи. Почувствуйте капельки дождя на себе, при этом подушечками пальцев нежно касайтесь головы, лица, шеи - то, замедляя, то, ускоряя темп.

 

Шаг четвертый

Долой неприятные мысли!

«Рисование»

Возьмите цветные карандаши и, не задумываясь, левой рукой нарисуйте абстрактные линии. Всмотритесь в то, что у Вас получилось, попробуйте среди линий найти очертания одного или нескольких предметов. Раскрасьте их и полюбуйтесь тем, что Вы создали.

Шаг пятый

«Ушки на макушке!»

Ученые-физиологи доказали: на ушных раковинах находиться много точек, связанных с внутренними органами. Воздействуя на них, человек способен облегчить физическую боль, нормализовать функционирование внутренних органов, активизировать резервы организма для активной жизнедеятельности.

Выполните следующие действия:

  • Указательными пальцами обеих рук одновременно потяните уши, начиная с верхнего края и постепенно спускаясь вниз до мочки;
  • Помассируйте сначала мочки ушей, а затем всю ушную раковину. В конце разотрите уши руками.
  1. Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня»

Каждое утро проговаривайте про себя нижеследующий текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое.

  1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлив(а). счастье – это внутренне состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье находится внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.
  2. Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и Я буду полностью им соответствовать.
  3. Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.
  4. Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.
  5. Именно сегодня я продолжу нравственное самосовершенствование. Я буду полезным(ой) и нужным(ой) своему ребенку, семье, себе самому(ой).
  6. Именно сегодня я буду доброжелателен(льна) ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезным(ой) и щедрым(ой) на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.
  7. Именно сегодня я буду жить проблемами только нынешнего дня.
  8. Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые я хочу осуществить. Эта программа избавит меня от спешки, нерешительности даже в том случае, если я не смогу ее точно выполнить.
  9. Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабившись.
  10. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить в то, что те, кого я люблю, любят и верят в меня.

 

свернуть

Признаки суицидального поведения(памятка педагогу)

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы:

- cловесные признаки

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

  • Прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».
  • Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
  • Много шутить на тему самоубийства.
  • Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

 - поведенческие признаки

  1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
  2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как: в еде - есть слишком мало или слишком много; во сне - спать слишком мало или слишком много; во внешнем виде — стать неряшливым; в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
  3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

 

ситуационные признаки

 Человек может решиться на самоубийство, если:

  1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
  2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема).
  3. Ощущает себя жертвой насилия - физического сексуального или эмоционального.
  4. Предпринимал раньше попытки суицида.
  5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кое-то из друзей, знакомых или членов семьи.
  6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
  7. Слишком критично настроен по отношению к себе.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ ПЕДАГОГУ:

  1. не впадать в морализаторство
  2. не провоцировать - «иди и прыгни»
  3. быть спокойным и доброжелательным в общении с ребенком
  4. поддерживать доверительность в отношениях, соблюдая дистанцию между эмпатией (пониманием его состояния) и эмоциональной близостью с ним
  5. не всегда можно предупредить суицид, поэтому быть готовым заметить любые изменения в состоянии ребенка - уход в себя, показная послушность или наоборот «обрывание эмоциональной связи» со всеми
  6. поговорить с родителями, другими педагогами о более чутком отношении к ребенку в трудный для него период
  7. выяснить у родителей, изменилось ли его поведение дома, каковы взаимоотношения с ним в семье, какова вообще ситуация в семье, наблюдали ли родители в последнее время изменение в поведении ребенка
  8. сообщить психологу и  рекомендовать родителям обратиться к нему  и другим специалистам для консультации
  9. знать и сообщить круглосуточный телефон доверия для детей и подростков ребенку, родителям 317 00 00
  10. в ситуации кризисного состояния ребенка- сообщить родителям, вызвать «скорую»

 

Родителям рекомендовать обратиться в диспансер, если:

  1. у ребенка асоциальное (деликвентное) поведение- склонность к правонарушениям, особенно преступлениям, выражающееся в издевательстве над слабейшими, животными, порче имущества, воровстве
  2. есть зависимость - алкогольная, наркотическая, компьютерная, музыкальная и др. с целью ухода от реальности, получения желаемых положительных эмоций
  3. ребенок вовлечен в деструктивные секты, где группа навязывает ему свою модель поведения

 

Причины суицидальных действий

Причины суицида можно классифицировать таким образом:

  • Лично-семейные конфликты: развод; болезнь, смерть близких; одиночество; неудачная любовь; оскорбления со стороны окружающих; половая несостоятельность.
  • Состояние здоровья, в том числе психические, соматические заболевания; уродства.
  • Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента, в том числе опасение уголовной ответственности; боязнь иного наказания или позора.
  • Материально-бытовые трудности.
  • Конфликты на работе; неуспехи в учёбе.
  • Общественно-политическая обстановка.

 

Признаки суицидального риска

Словесные признаки

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии. Он или она могут

  1. Прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».
  2. Косвенно намекать о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придётся обо мне волноваться».
  3. Много шутить на тему самоубийства.
  4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

 

Поведенческие признаки

  1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
  2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
  • в еде - есть слишком мало или слишком много;
  • во сне - спать слишком мало или слишком много;
  • во внешнем виде –стать неряшливым;
  • в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
  • замкнуться от семьи и друзей;
  • быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
  1. Проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.

 

Ситуационные признаки

Человек может решиться на самоубийство, если:

  1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным. 2. Живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема); 3. Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или   эмоционального. 4. Предпринимал раньше попытки суицида. 5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи. 6. Перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей). 7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

 

Практические советы классному руководителю по работе с суицидальными детьми

  • Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка.
  • В состоянии душевного кризиса любому из нас прежде всего необходим кто - нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  • Оцените серьёзность намерений и чувств ребёнка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  • Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьёзные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  • Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать    волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии. 
  • Не бойтесь прямо спросить, не думает ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

 

Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:

-   Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.)

-   Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?

-   Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска. Чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления.)

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести в заблуждение. Часто ребёнок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернётся к тем же мыслям. Поэтому так не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в  том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.

                                    

ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД

Попытка самоубийства – это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребёнок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнётся и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.

  • Восьмилетний мальчик, который попытался повеситься на собственных колготках, но вовремя был вынут из петли, рассказывал, что решился умереть потому, что не было никакой другой возможности убедить родителей не отправлять его в детский дом. Родители, впрочем, этого делать не собирались: его просто пугали – очень уж часто на него жаловались в школе. «Понимаете, - говорит мальчик, - иначе на них подействовать  было невозможно. Я уж и прощения просил, и ревел, и ругался, и скандалил, - не слышат, и все. В детский дом, говорят, сдадим – будешь знать». – «И ты решил умереть? А что это такое, по-твоему, - умереть? Что потом будет?» - «Ну, если я умру, мама тогда уже точно поймёт, что в детский дом меня сдавать нельзя, и всё будет хорошо». – «Когда?» - «Когда смерть кончится».

По счастью, его из петли вынуть успели. Что же происходит с родителями,если собственный ребёнок не может их дозваться? Отчего они глухи, что сыну пришлось лезть в петлю, чтобы они услышали его крик о помощи? Сознание собственной правоты и непогрешимости делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребёнка. Упрекая его, родители произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими  поистине можно убить. Они при этом не думают, что безобразным своим  криком буквально толкают его  на опасный для жизни поступок.

  • Пятнадцатилетняя девочка после ожога пищевода (она выпила бутылку ацетона во время скандала с матерью) рассказывала: «Я была готова на всё, лишь бы заставить её замолчать, я даже выговорить не могу, как она меня обзывала». Девочка не собиралась умирать. А годы скитания по хирургическим отделениям, тяжёлые операции и погубленное на всю жизнь здоровье – это цена неумения и нежелания матери держать себя в руках, когда ей показалось, что дочка слишком ярко накрасилась.

 

Родителям следует помнить: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей квартире – все станет реально опасным, угрожающим его жизни.

 

свернуть

Боремся с отрицательными эмоциями

СДЕЛАЙТЕ СЕБЕ ПОДАРОК! 

Эту рекомендацию можно выполнить как в буквальном, так и в переносном смыслах – «подарив» себе несколько часов или целый день приятного времяпровождения. При этом помните, что такого рода «подарки» нельзя делать слишком часто, иначе радость от них заметно потускнеет.

 

ПОМОГИТЕ ДРУГОМУ!

Всегда есть человек, нуждающийся в чьей-то помощи, хотя бы в том, чтобы его выслушали. Переключив свою энергию на помощь «ближнему», вы не только совершите хороший поступок, но и поможете себе выйти из пассивно-упаднического настроения, активизируете себя, ибо творить добро всегда приятно.

 

НАПИШИТЕ ПИСЬМО!

Если подходящего слушателя нет или вы не можете выговориться, напишите все ваши огорчения и переживания в виде письма. Адресат не важен. Это письмо необязательно отправлять, а если вы его сохраните, то спустя некоторое время вам будет очень интересно и полезно перечитать его , проанализировать и сделать выводы.

 

ВЫГОВОРИТЕСЬ!

Это приём возможен, когда есть рядом доброжелательный и расположенный выслушать вас собеседник. В социальной психологии такого человека условно именуют «жилеткой». Обычно это люди немолодые, душевные, умеющие хранить чужие тайны. Нередки случаи, когда облегчение приносит беседа со случайным попутчиком. Здесь работает фактор анонимности. Одинокие люди, имеющие животных, часто выговаривают им всё, что накипело.

 

«НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА!»

Эта известная поговорка может служить девизом направленности ваших мыслей и действий. Составьте список всего хорошего, что присутствует в вашей жизни. Мысленно проанализируйте то событие, которое повергло вас в уныние и тоску, вызвало душевную боль или депрессию. Перечитав список вы увидите , что жизнь не так уж плоха. Направьте все силы на добрые дела. Пусть хорошее постепенно начинает перемешивать плохое.

 

РАСТВОРИТЕ ПЕЧАЛЬ ВО СНЕ!

Сон – это один из наиболее простых способов расстаться с унынием и плохим настроением. Отдохнувший мозг направит мысли в русло более конструктивных решений и оптимистического отношения к жизни и проблемам, которые неизбежно возникают. Не случайно почти у всех народов есть пословица, соответствующая известной русской, - «Утро вечера мудренее». Не забывайте только перед сном настроить себя на новый взгляд на мир без прежних горьких мыслей, от которых опускаются руки и ничего не изменяется в лучшую сторону.

 

свернуть