Виртуальный кабинет педагога-психолога

ЗАЧЕМ ИДТИ К ПСИХОЛОГУ?

Психолог в лице необходим для создания благоприятных психологических условий для успешного развития и обучения личности, а также с целью содействия наиболее эффективному взаимодействию всех участников образовательного процесса.

Сегодня обращение к психологу уже перестало быть модной причудой богатых людей, став тем, чем и является на самом деле – способом заботиться о себе, о своем душевном здоровье.

Возможно, вы ещё не решились обратиться за профессиональной помощью и надеетесь разрешить какие-то вопросы сами или посоветовавшись с друзьями. Это путь возможный, но не всегда эффективный. Друзья посоветуют вам свой опыт, который может вам не подойти. Что же касается идеи «Я сам себе психолог», то она обманчива. Изнутри не видно того, что видно снаружи. Вы, наверное, замечали, что чужие проблемы часто легко решить, но, когда вы находитесь внутри своей ситуации, всё не так просто.

Для этого есть психолог, с которым всё легко: и выйти из ситуации, и понять себя, и найти решение, и стать гармоничным и лёгким. Помните, вы достойны быть счастливыми.

Педагог-психолог — это специалист, который взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса.

Педагог-психолог — это не врач, и никаких диагнозов он не ставит!

Он консультирует по личным вопросам, помогает разобраться в учебных трудностях. Помогает людям жить в гармонии с собой и окружающими. Способствует разрешению конфликтных ситуаций и налаживанию взаимоотношений в коллективе.

 

Вы можете:

  1. Получить информацию.

Если Вы хотите получить психологическую информации по важным для себя вопросам. Для того, чтобы понять причины некоторых состояний, определенного поведения или эмоциональных реакций (своих или окружающих людей). Насколько серьезно происходящее, возможно ли с этим что-то сделать. Иногда бывает так, что за обращением за информацией открываются более серьезные проблемы, требующие специальной работы. Но иногда для решения проблемы не хватает психологического просвещения.

  1. Получить помощь в самопознании.

Если Вам интересно, какой Вы человек, каков Ваш характер, Ваши особенности. Хочется лучше понимать самого себя. Понять, есть ли внутренние конфликты, неосознаваемое эмоциональное напряжение, негативные переживания. В этом случае, как правило, проводятся специальные диагностические тесты, задания. Подбирать такие тесты и задания психолог будет в зависимости от того, что именно хочет о себе узнать обратившийся человек.

  1. Получить помощь в саморазвитии, личностном росте.

Если Вам хочется добиться изменений в своем состоянии или своей личности. Здесь речь идет о получении каких-либо навыков (общения, уверенности в себе, построения целей и т.п.). Либо будет уместен психологический афоризм – «Если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней». Когда нельзя менять других людей, если что-то в них не устраивает. Когда жизненные обстоятельства не подвластны нам. Если в человеке или в ситуации есть нечто, что Вас не устраивает (от «не нравится» до «бесит») – это значит, что внутри Вас есть некоторые причины, из-за которых так получается.

  1. Получить помощь в избавлении от психологического дискомфорта.

Эмоциональный дискомфорт (напряжение, депрессия, тревога и т.п.) психосоматические нарушения, трудности в общении, построении отношений. В данном случае стоит задуматься… Дискомфорт убрать можно, для этого существуют специальные упражнения, техники. Но не важнее ли понять, почему он возникает? Как правило, если разобраться с причиной, пройдут и последствия. Но, в этом случае работа будет строиться скорее по направлению саморазвития (см. выше).

Итак, основные моменты вопроса зачем можно пойти к психологу обозначены. Но как понять – с чем Вы реально сможете справиться самостоятельно, а когда уже пора обратиться за помощью?

Для этого можно выполнить упражнение, которое разработала М. Джеймс. Нужно ответить на следующие вопросы:

  1. Решите, что хотите в себе изменить. Напишите об этом, используя любые слова.
  2. Если Вы использовали негативные слова, измените на позитивные.
  3. Проверьте реальны ли Ваши желания? Достиг ли кто-нибудь таких результатов? Если да, то Ваша цель осуществима.
  4. Сформулируйте Вашу цель поконкретней, избегая общих слов, выражений. Таких как «Хочу быть счастливым человеком!»
  5. Как окружающие узнают о Ваших переменах? Напишите. Укажите фамилии людей, которые важны Вам в этом контексте.
  6. Для чего Вам нужны эти изменения? Задайте себе вопросы о том, что дадут изменения Вам, а, может быть, это нужно, чтобы что-то доказать другим или кого-то наказать.
  7. Постарайтесь отвечать самым простым и доступным для себя языком.
  8. Продумайте, какая будет цена за достигнутое Вами изменение! Вы по-прежнему хотите измениться?
  9. Напишите 5 реальных действий, которые приведут к достижению поставленной цели. Выберите те, которые Вы сможете осуществить в течение ближайшей недели.
  10. Напишите список людей, которые могут помочь Вам в Ваших изменениях.

Если ответы на вопросы даются тяжело, или что отвечать Вам понятно, а что делать дальше – нет, можно обратиться к психологу за помощью.

 

 

 

Чат-бот "Помощь"

19.03.2024

Республиканская психологическая помощь

22.12.2023

Не оставайтесь с проблемой наедине

15.02.2023

Понять и помочь

13.09.2022

Всемирный день профилактики суицидов

09.09.2022

Выявление и помощь при суицидальных тенденциях

09.09.2022

Согласно календарю единых дней здоровья в Республике Беларусь 10 сентября отмечен как Всемирный день предотвращения самоубийств. Самоубийство – это то, о чем некоторые люди думают в какой-то момент жизни, но многие не хотят или не решаются говорить об этом.

Говорить о самоубийстве и страшно, и стыдно, и не принято. Долгое время суицид был осуждаем и порицаем обществом. Многие века считалось, что самоубийство могут совершить только душевно больные люди. В некоторых религиях самоубийство рассматривается как «провал» веры и грех. В ряде стран суицид был запрещен на законодательном уровне. К примеру, в Англии подобный закон был отменен только в 1961 году.

Однако, замалчивание или запрет на самоубийство вряд ли помогают справиться с суицидальными мыслями. И наоборот, разговор о самоубийстве, его причинах и связанных с ними чувствах и эмоциях может предотвратить этот опрометчивый поступок.

Люди убивают себя по многим причинам, но самая главная из них - ужасная, бесконечная, нестерпимая боль, иногда называемая психической болью или «психалгией» (термин введен американским суицидологом Эдвином Шнейдманом).

Распространенные мифы о суициде

 

МИФ: люди, которые говорят о суициде, просто «ищут внимания» и не совершат попытку.

ФАКТ: Это самый распространенный и опасный миф о суициде. Реальность такова, что так называемые «манипулятивные», «требующие внимания» люди совершают суицидальную попытку с такой же вероятностью, как и те, кто этого не делает. Многие люди, говорящие о самоубийстве, на самом деле переживают сильную душевную боль. Но они не решаются обращаться за помощью к врачам или психологам. Может быть потому, что основная эмоция в этих ситуациях – беспомощность. Они не знают, как себе помочь. Но, желая все-таки получить помощь, совет или поддержку, сообщают о своих мыслях кому-то из своего окружения, но не напрямую, а странными намеками, отстраненными фразами, а порой и в шутливой манере или используя шантаж. Более 70% лиц, которые угрожают убить себя, позже либо действительно совершают попытку самоубийства (незаконченный суицид), либо умирают от самоубийства.

МИФ: Разговор о суициде может спровоцировать его.

ФАКТ: Разговор о самоубийстве не может являться его причиной. Напротив, такой разговор с человеком, у которого появились мысли о суициде, может стать первым шагом в его предотвращении. Он может дать человеку ощущение облегчения и понимания, помочь «увидеть свет в конце тоннеля». Говорить о самоубийстве - одна из самых полезных вещей, которые вы можете сделать в этой ситуации.

МИФ: Решение о суициде рождается неожиданно и внезапно, нет никаких признаков, по которым можно заранее распознать намерение о самоубийстве.

ФАКТ: Суицидальное поведение не всегда можно понять рационально. Потенциальные «суициденты» почти всегда имеют противоречивые или двойственные (амбивалентные) чувства: с одной стороны, они хотят жить, но в то же время погружены в отчаяние, не видят путей решения своих проблем. В большинстве случаев люди, которые пытаются убить себя, обдумывают предварительно планы, как сделать это, и даже сообщают о них окружающим. То есть, готовящийся суицид,как правило, сопровождается изменениями поведения и какими-то предупреждающими знаками или сигналами, по которым можно догадаться о замышляемом поступке, хотя некоторые из этих подсказок могут быть невербальными и трудными для обнаружения. По данным Э. Шнейдмана, практически у 70% лиц, совершивших самоубийство, наблюдались несвойственные им формы поведения, высказывания, которые можно расценить как «знаки беды», выражающие внутреннюю борьбу человека, который находится между жизнью и смертью.

МИФ: Самоубийства совершают психически больные люди.

ФАКТ: Исследования показывают, что 80 - 85% людей из числа лишивших себя жизни были практически здоровыми лицами. Ведь душевная боль, разочарование – это не диагноз, но они могут привести к трагическому исходу, чему может способствовать депрессия.

МИФ: Покушающиеся на самоубийство постоянно думают о смерти и желают умереть.

ФАКТ: Большинство обдумывающих возможность самоубийства, неоднозначно относятся к самоубийству. Они разрываются между желаниями жить и умереть. Большинство из них не хочет умереть. Они просто хотят, чтобы страдания и боль, которую они чувствуют, прекратились. Они несчастны, но они хотят, чтобы их спасли. В этот период человек нуждается в душевной теплоте, помощи и поддержке.

МИФ: Суицид характерен исключительно для людей, относящихся к группам риска: подростки, пожилые, тяжело больные, военные, дети из неблагополучных семей и другие.

ФАКТ: Принадлежность к группам риска не означает фатальной неизбежности самоубийства. И наоборот, люди, не относящиеся к данным группам, могут совершить суицидальную попытку с той же вероятностью. Самоубийство совершают люди различных психологических типов и социальных групп. Все зависит от силы психотравмирующей ситуации, и ее субъективной личностной оценки человеком.

МИФ: Помочь человеку с суицидальными мыслями могут только профессионалы.

ФАКТ: Профилактика самоубийства является делом каждого человека. Иногда ваша внимательность, доброе отношение, любовь и забота может спасти жизнь. Иногда бывает достаточно одного слова, чтобы остановить человека на самом краю «пропасти».

Факторы риска

Социальная изоляция:

- одиночество, отсутствие друзей являются фактором уязвимости перед стрессовыми ситуациями и одной из причин суицидальных мыслей.

Различные стрессовые события в жизни, ситуации потери:

- ссора со сверстниками, расставание с любимым человеком, смерть родственника, ситуации насилия и другие стрессовые события могут повлечь за собой депрессию и как следствие мысли о суициде.

Проблемы с алкоголем или наркотиками:

- зависимость от алкоголя и наркотиков является фактором риска суицидального поведения. Их прием, с одной стороны, помогает снять суицидальные переживания, а с другой (нередко при приеме психоактивных веществ) появляется противоположный эффект - обострение тревоги, повышение значимости переживаемого конфликта.

Наличие клинической депрессии:

- люди с клинической депрессией часто чувствуют себя беспомощными в решении своих проблем, что приводит к безнадежности - сильному предиктору риска самоубийства.

Депрессия – это не от лени!Это заболевание, при котором происходят изменения в химических процессах мозга и человеку необходима помощь, как врача, так и психолога!Человеку в депрессии сложнее находить решение проблем, легче зациклиться на мысли, что самоубийство - единственный вариант выхода из сложившейся ситуации.

Основные признаки, которые могут сигнализировать о том, что у человека клиническая депрессия, а не просто грустное настроение:

- прибавка / потеря веса;

- проблемы со сном;

- чувство усталости, истощения;

- грустное или подавленное настроение;

- потеря интереса к вещам, которые раньше приносили удовольствие, отсутствие мотивации;

- раздражительность;

- путаница в мыслях, потеря концентрации внимания, плохая память;

- негативное мышление (относительно себя, своего будущего и окружающего мира);

- отстранение от друзей и семьи, замкнутость;

- мысли о самоубийстве.

Предыдущие суицидальные попытки:

- большинство из тех, кто совершил самоубийство, делали одну или несколько попыток в прошлом, поэтому каждую попытку мы должны рассматривать как первый шаг, который может привести к новым попыткам.

Слова и фразы, которые говорит человек рядом с вами, могут говорить о наличии суицидальных мыслей:

- опасными признаками могут также выражение и тон голоса - плоский, «мертвый», безразличный ко всему, приглушенный.Иногда фразы являются прямыми и точными, такими как:«Я хотел бы быть мертвым»,«Я собираюсь убить себя»,«Я собираюсь положить этому конец»,«Я не хочу больше жить»;

- косвенные утверждения могут быть более тонкими и неоднозначными. Они звучат так: «Никому нет дела, живу я или умру»,«Интересно, больно ли умирать?»,«Тебе/вам/им было бы лучше без меня»,«Они будут сожалеть, когда я уйду».

Эти комментарии не следует игнорировать. Это явные признаки того, что кто-то больше не верит, что жизнь стоит того, чтобы ЖИТЬ.

Поведенческие признаки, которые могут свидетельствовать о суицидальных мыслях:

- предыдущие суицидальные попытки, разговоры  о самоубийстве и смерти;

- выражение чувства безнадежности, ненужности или вины, чрезмерная критика к себе;

- злоупотребление психоактивными веществами;

- уход от жизни – пропуски занятий и прогулы на работе, безответственность и равнодушие, неопрятный внешний вид;

- изменения в поведении - начинает раздавать имущество и ценные вещи, стремится отдать долги и завершить все «важные» дела;

- появление литературы о самоубийствах, поиски соответствующей информациив интернете,акцентуация внимания на эпизодах суицида в фильмах и прессе.

- попытки уединиться, стремление к одиночеству, отказ от общения;

- маскируемые попытки попрощаться, непривычные и неожиданные разговоры о любви.

Что делать?

Будьте внимательны к человеку, воспринимайте его заявления о суицидальных намерениях всерьез. Не стоит относиться к таким словам снисходительно или пренебрежительно. Если он пытается перевести разговор в шутку, отрицает, что говорил всерьез, высмеивает вашу тревожность, скажите, что вы воспринимаете подобные заявления человека всерьез.

Задавайте вопросы:«почему ты выглядишь таким грустным/подавленным»,«чувствуешь ли ты отчаяние/безнадежность?»,«может быть ты думаешь, что легче быть мертвым?»,«не задумываешься ли ты о самоубийстве?».

Помните, что вы не можете подтолкнуть человека к самоубийству, говоря с ним об этом. Если он уже думает о суициде как о возможном выходе из сложившейся ситуации, вероятно, он будет рад, что его спрашивают об этом. Если ваш собеседник не думает о самоубийстве, он просто скажет вам об этом.

Если вы получили в ответ на эти вопросы «да», не паникуйте. Задайте еще несколько вопросов:

- были ли у тебя предыдущие суицидальные попытки? (помните, это один из самых больших факторов риска);

- есть ли у тебя план?;

- есть ли доступ к средствам, которые могли бы помочь в реализации плана?

Наличие средств для выполнения плана еще больше увеличивает риск и означает, что действия должны быть предприняты немедленно для обеспечения безопасности человека:

- убедите человека высказаться и обратиться за помощью;

- говорите открыто и честно, поделитесь своими опасениями;

- поощряйте выражение чувств;

- слушайте без вынесения каких-либо суждений или преуменьшения проблемы!

- не пытайтесь разуверять его или утешать общими словами типа «Ну, все не так плохо», «Не стоит этого делать»;

- сохраняйте спокойствие, расслабленность, рациональность;

- пытайтесь вселить надежду и заверить, что существуют другие доступные решения, независимо от того, насколько сложной может быть проблема.

- рекомендуйте получить профессиональную помощь.

Запомните и расскажите ему о следующих возможностях

В трудной жизненной ситуации можно обратиться:

- в службу экстренной психологической помощи «Телефон доверия», звонок анонимный, бесплатный: короткий номер 170; 8(0162)511013.

- к врачу-психотерапевту, психиатру, либо к любому врачу по месту жительства.

Если человек чувствует, что не в силах справиться со своими переживаниями и суицидальными порывами – обратиться в службу скорой медицинской помощи 103.

 

Главный внештатный специалист по психотерапии

главного управления по здравоохранению

Брестского облисполкома

Александр Сергеевич Приступа

 

свернуть

Психологические особенности человека в состоянии кризиса

Психика человека в состоянии суицидального кризиса характеризуется определенными чертами:

1.Ограниченное восприятие ситуации. События воспринимаются в «черно-белых» тонах, по принципу «все или ничего». То есть, человек не способен увидеть дополнительные возможности выхода из критической ситуации, кроме, суицидального. Следующие высказывания характеризуют такой способ восприятия: «Я не могу без него жить», «Лучше смерть, чем позор», «Меня никогда не простят», «Без этой должности я никому не нужен» и др.

2. Безнадежность и беспомощность. Человек воспринимает свое состояние и ситуацию как жизненный тупик. Он не видит перспектив выхода из кризиса, не способен представить свое будущее. Считает страдания бесконечными. Отрицает возможность улучшения состояния и уверен, что «никто не хочет и не в состоянии» ему помочь.

3.Импульсивность. Одной из характерных черт людей, находящихся в кризисном состоянии, является импульсивность. Эта черта может прослеживаться в их поведении и в докризисный период. В кризисе они могут действовать, не обдумывая последствий своих действий, что часто приводит к тяжелым актам самоповреждения.

4.Двойственное отношение к суициду. Большинство людей не воспринимают суицидальные действия однозначно как «уход из жизни». Людям свойственно сомневаться, они часто испытывают колебания «за» и «против» определенных поступков. Это касается и ситуации кризиса. Человек колеблется между желанием «остаться живым и изменить ситуацию» и «желанием умереть или причинить себе боль». Эти колебания обычно проявляются в поведении и могут быть использованы медперсоналом для усиления стремления к жизни.

5.Воздействие на других и стремление к смерти. Суицидальное поведение изначально имеет двойственную природу: с одной стороны, оно имеет отношение к идее смерти или саморазрушения, с другой стороны, бессознательно направлено на привлечение внимания и изменение поведения окружающих. В большинстве суицидальных актов есть оба элемента. Редкие парасуициды или высказывания носят только манипулятивный характер. Как правило, такое поведение вызывает у окружающих страх и раздражение и потребность изменить свое поведение, чтобы предотвратить суицид. В данном случае сам способ манипуляции другими – с помощью самоповреждения – является признаком психологического неблагополучия. Суицид (смерть) сильно влияет на окружающих, вызывая еще более противоречивые чувства: страх, гнев, стыд, вину. Парадоксальное сочетание этих двух разнонаправленных тенденций (воздействие на других и стремление к смерти) делает суицидальное поведение трудным для диагностики феноменом.

Рекомендации для ближайшего социального окружения суицидента

  1. При малейшем упоминании о смерти, скептическом отношении к жизни и всем ее радостям и фразам типа «вот бы уснуть и не проснуться» стоит отнестись очень серьезно.
  2. Существует общее правило, согласно которому окружающим людям (нам с вами) стоит относиться к подобным высказываниям настороженно. Правило гласит: если в каких-то высказываниях человека звучит нечто непонятное или имеющее скрытый подтекст, касающийся вопросов жизни и смерти, следует задать проясняющий вопрос: «Что ты конкретно подразумеваешь под этими словами (замечаниями)?».
  3. И если и после получения ответа у вас возникло подозрение, что речь идет о суицидальных намерениях, то следует спросить прямо: «Ты имеешь в виду самоубийство?».
  4. Если это подтвердилось, срочно обращайтесь к специалисту, это именно тот случай, когда опыты самолечения (а практически все мы самоуверенно считаем себя хорошими психологами) могут оказаться фатальными. Психологи доказали (а те, кто совершал попытки, подтвердили): человек до последнего момента надеется на помощь. И в силах близких помочь ему, даже если это всего лишь игра.
  5. Ни в коем случае нельзя высмеивать таких людей: человек, заявляющий вслух о своем суицидальном намерении, в состоянии предпринять такую попытку под влиянием любого толчка, и таким толчком может стать смех.
  6. Можно попытаться создать для самоубийц массу проблем, мешающих им покончить с жизнью. К таким мерам следует отнести, например, барьеры, которые препятствуют человеку спрыгнуть с моста, ограничения на приобретение огнестрельного и холодного оружия, ограничение торговли сильнодействующими лекарственными препаратами и ядохимикатами. Эти меры, во-первых, дадут отсрочку во времени, в течение которой мысли самоубийцы могут измениться, а во-вторых, предоставляют возможность вмешаться в ситуацию третьему лицу.
  7. Проведение просветительских бесед и психологических тренингов на тему ценности жизни и отношения к жизненным трудностям.
  8. Однако существуют ситуации, когда мы должны действовать особенно быстро и решительно, поскольку речь идет о необходимости госпитализации в стационар:

-во всех случаях повторных суицидных попыток;

-при наличии психических расстройств;

-при наличии высокого риска суицидных действий:

-устойчивых мыслей о самоубийстве;

-высоком уровне решимости умереть в ближайшем будущем (в течение ближайших часов или дней);

- существовании плана, в котором используется насильственный и высоко летальный метод;

 - беспокойстве или панике;

 - неблагоприятной семейной ситуации.

 

Врач-психотерапевт

УЗ «Брестский областной

психоневрологический диспансер»

Александр Сергеевич Приступа

свернуть

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

 

Болдырева Е.В. «Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания «Счастье внутри нас»»

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является синдром эмоционального выгорания (СЭВ).

СЭВ—это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Выгорание — это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки, внутренних ресурсов с ним можно успешно бороться.

Рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания:

  1. Мыслите позитивно. Каждая жизненная ситуация подарена нам не случайно, несет свой жизненный урок, замечайте даже в самых трудных моментах -плюсы и возможности для вашего дальнейшего пути. Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь. Помните: «Кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено».
  2. Будьте внимательны к себе: это поможет своевременно заметить первые симптомы усталости.
  3. Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении.
  4. Высыпайтесь! Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.
  5. Любите себя, хвалите себя, делайте маленькие радости, комплименты.
  6. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
  7. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  8. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.

Находите время для себя, выделяйте достаточно времени для сна и отдыха. Каждый имеет право не только на работу, но и для личной жизни, своих увлечений и предпочтений.

“Свободное время педагога — это корень, питающий ветви педагогического творчества» (В.А. Сухомлинский).

  1. Формула выживаемости профессора В.М. Шепеля: на каждые 6 часов бодрствования должен приходиться как минимум 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью. Это время восстановления физических сил организма; время релаксации (расслабления); время катарсиса (чувственной разрядки, очищения), способ переключения мыслей (вместо переживаний и попыток быстро придумать, как исправить положение).
  2. Научитесь жить с юмором. «Юмор-соль жизни, — говорил К. Чапек, — кто лучше просолен, дольше живет». Смех защищает нас от чрезмерного напряжения. Смейтесь на здоровье!
  3. Многие пытаются всюду успеть, делать больше, чем в их силах. Берегите себя, снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого «плохо».
  4. Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Помните: «Жизнь ритмична, спады чередуются с подъемами».
  5. Хобби. Обязательно найдите себе занятие по душе, не связанное с профессиональной деятельностью… Тогда стресс будет «приставать» к вам реже. Любая творческая работа может исцелять от переживаний: рисуйте, танцуйте, пойте, лепите, шейте, вышивайте, конструируйте и т.п.
  6. Привнесите новые эмоции, мысли и действия в свой обыденный день. Начните «Новый день — новое в обыденном». Вы возвращаетесь домой по одной и той же дороге, совершаете обыденные стереотипные поступки — в «Новый день» попробуйте совершить 10 новых поступков (например, возвращайтесь домой по другой дороге, по-новому попросите об остановке в транспорте и др.). Разнообразьте вашу жизнь 
  7. Позволяйте себе проявлять эмоции, иногда полезно просто выговориться. Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно! Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического). Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя. Изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса; мните, рвите бумагу; кидайте предметы в мишень на стене; попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите; поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства («Я расстроен», «Меня это обидело..»).

Задание: напишите письмо человеку, который вас когда-то обидел, но по каким-то причинам вы не сказали ему о своих чувствах.

  1. Музыка является одним из компонентов улучшения настроения.

Рекомендуются следующие музыкальные произведения:

  • при переутомлении и нервном истощении «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
  • при угнетенном меланхолическом настроении-ода «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта;
  • при выраженной раздражимости, гневе — «Сентиментальный вальс» Чайковского;
  • при снижении сосредоточенности внимания — «Времена года» Чайковского, «Грезы» Шумана;
  • расслабляющее действие — «Лебедь» Сен-Санса, «Баркарола» Чайковского;
  • тонизирующее воздействие — «Чардаш» Кальмана, «Кумпарсита» Родригеса, «Шербурские зонтики» Леграна.

Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же!

свернуть