В помощь учащимся

Как лучше готовить уроки.

 


"Познавай самого себя и этим познаешь Мир" Сократ
1. Если ты быстро утомляешься, то лучше начинай с трудных предметов.
2. Если ты долго раскачиваешься, то приступай сначала к самым интересным и более легким предметам.
3. Во время приготовления уроков чередуй легкие
задания с трудными, письменные с устными, гуманитарные науки с точными.

Устные предметы готовь так


1. Прочти весь материал.
2. Выдели трудные места, осмысли их.
3. Разбей на логические части.
4. Составь план.
5. Прочти еще раз и теперь вспоминай материал по частям, по плану.
6. Прочти текст и мысленно перескажи.
7. Сделай вывод, обобщения.

Как учить слова (иностранный язык)


1. Учи существительные с артиклем в единственном числе, запоминай форму множественного числа и родительного падежа.
2. Учи глагол в основной форме, три основных формы глагола.
3. Учи прилагательные в краткой форме. Ясно представляй себе, что учить. Вдумайся в образование слова. Это облегчит тебе запоминание. Обрати внимание на произношение.
4. Придумай предложение с новым словом. А лучше придумай ситуацию с несколькими новыми словами.

Как работать со словарем


Выучи хорошо алфавит, так как слова помещены в словаре в строгом алфавитном порядке. С большой буквы в немецком языке начинаются только существительные. Все существительные даны в именительном падеже единственного числа, за словом следует артикль, затем форма родительного падежа единственного числа, причем неизменяемая часть слова заменяется тильдой. Глаголы даются в форме инфинитива, переходные глаголы со значком; непереходные, слабые без значка.

Как переводить текст


Прочитай все и постарайся понять содержание (это облегчит тебе выбор слова в словаре). Постарайся понять значение незнакомого слова по словопроизводным признакам. Найди незнакомое слово и выбери из нескольких значений подходящие по смыслу всей фразы. Расчлени предложение на синтаксические группы (группа подлежащего, группа сказуемого и т.д.). Найдите в каждой группе центральное слово, и определи зависимость остальных слов от центрального слова. Кратко расскажи основной смысл текста. Так нужно работать для дословного перевода текста.


Правила подготовки устных предметов

1. Вспомни рассказанное учителем на уроке.
2. Читай текст целиком. Попутно, где надо, пользуйся рисунками, схемами, чертежами, картами, словарями.
3. Читай внимательно и старайся запомнить основное.
4. Для лучшего запоминания записывай в черновике даты, названия, имена.
5. Закрой книгу и мысленно представь части прочитанного. Перескажи прочитанное.
6. Читай второй раз, обращая внимание на те места, которые забываются.
7. Расскажи прочитанное про себя и вслух.
8. Если плохо запоминается, запиши краткий план прочитанного и пересказывай по нему. Запомни план. Для лучшего запоминания дат сравнивай их с теми, которые хорошо помнишь, связывай их с событиями.

Правила быстрого и прочного заучивания наизусть


1. При заучивании отрывка прозы, цитаты прочти и пойми содержание, смысл; прочти повторно и, если отрывок небольшой, попытайся воспроизвести. Большой текст раздели на смысловые части, читай и, закрыв текст, рассказывай про себя и вслух; перескажи несколько раз, следя за выразительностью; перед уроком снова перескажи с учебником в руках.
2. При заучивании стихотворения пользуйся теми же правилами, что и при заучивании прозы. Читай выразительно сразу. Если трудно запоминается, запиши текст, раздели на смысловые части. Читай, затем рассказывай, запоминая переход от одной части к другой.
3. При заучивании правил, определений, законов продумай смысл правила, определения, закона; сравни с известными тебе правилами, определениями; подбери пример; читай медленно, два-три раза; расскажи, заглядывая в книгу; расскажи без книги.

Правила приготовления письменных заданий


1. Приведи в порядок рабочее место, приготовь все необходимое для работы.
2. Располагайся удобнее так, как учат в школе.
3. Прочти задание, продумай, посмотри, какие правила следует применять в упражнении. Вспомни, если забыл, посмотри в учебнике.
4. Если надо, посмотри аналогичные упражнения, выполненные в классе под руководством учителя.
5. Не спеша, приступай к выполнению.
6. Пиши не торопясь, но не слишком медленно. Не отвлекайся посторонними делами.
7. Если не понимаешь смысла упражнения, спроси воспитателя, если группа работает без воспитателя, спроси товарища.
8. Отдельные трудные части задания не пиши сразу в тетрадь, а пользуйся черновиком.

свернуть

Подготовка к экзаменам

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

Рекомендации для учащихся и их родителей по сдаче ЦТ

АХ, ЭКЗАМЕНЫ…

Контроль над экзаменационным стрессом.

ПРИЕМЫ, МОБИЛИЗУЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕВОЗМОЖНОСТИ ЛИЦЕИСТОВ  ПРИ ПОДГОТОВКЕИ СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ

Психологическая подготовкак экзаменам

Как вести себя на экзамене?

Приемы запоминания

 


КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

Рекомендации учащимся

1. Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.

2. На экзамен вы должны явиться не опаздывая, лучше за 15–20 минут до его начала.

3. Сядьте удобно, выпрямите спину. Подумайте о том, что вы выше всех, умнее и хитрее, и у вас все получится. Сосредоточьтесь на словах: «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их не спеша, несколько раз. В завершение сожми кисти в кулак.

4. В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать и т. д.). Будьте внимательны! От того, как вы внимательно запомните все эти правила, зависит правильность оформления ваших ответов!

5. Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.

6. Получив тест, ознакомьтесь с вопросами и начинайте  выполнять то задание, которое, пусть совсем ненамного, для вас легче.

7. Внимательно прочитайте вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл. Если не знаете ответа на вопрос или сомневаетесь в его правильности, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Отвечайте на те вопросы, в знании которых вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.

8. Думайте только о текущем задании! Когда вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Помните, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые вы применили в одном, решенном вами, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание.

9. Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном–двух вариантах, а не на всех пяти–семи.

10. Оставьте время для проверки своей работы, чтобы просмотреть работу и исправить ошибки.

11. Если не уверены в выборе ответа — доверьтесь интуиции!


 

ВОПРОС — ОТВЕТ

Рекомендации для учащихся и их родителей по сдаче ЦТ

 Что делать, если не успели зарегистрироваться на тестирование?

Забыть в этом году о поступлении даже на заочное отделение. У абитуриентов только одна попытка сдать ЦТ. Для поступления нужно минимум два сертификата тестирования, но многие вузы заявили, что будут принимать только результаты ЦТ, а это 3 сертификата.

 А если абитуриент зарегистрировался больше, чем на 3 тестирования?

Пока не поздно, лучше отказаться от «незаконного» четвертого тестирования. Ведь в этом году все тестирования проводятся только за счет средств государственного бюджета, а в Правилах приема в вузы записано, что абитуриент имеет право пройти 3 теста.

Представим, что кто-то решил сдать тесты, к примеру по русскому, белорусскому языкам, математике и физике. Если абитуриент вовремя не откажется от одного из языков, то получит сертификаты только по трем первым предметам. И если вуз не будет проводить своего экзамена по физике, а потребует непременно сертификат ЦТ по этому предмету, с возможностью поступления можно тоже попрощаться. Так что лучше не хитрить.

 Что делать, если заболел в день тестирования?

Резервный день на тестирование предусмотрен, но только один и только по одному предмету. На руках у поступающего должен быть документ об уважительной причине пропуска (медицинская справка).

Что можно взять с собой на тестирование?

Только пропуск, паспорт и черную гелевую или капиллярную ручку. Простым калькулятором можно пользоваться только на тестировании по химии, физике, математические задачи придется решать  в столбик. На тестирование лучше не опаздывать. Ни один опоздавший  в аудиторию не войдет. Вначале заполняется регистрация (фамилия, паспортные данные, и т.д). Только после того как каждый присутствующий в аудитории справится с этим этапом, будет вскрыт пакет с тестовыми заданиями. И с этого момента начнется отсчет отведенного на предмет времени.

 Как будут считать средний балл аттестата?

Средний балл документа об образовании — четвертая оценка для поступления. Теоретически абитуриент может набрать при поступлении максимальную сумму в 400 баллов, 100 из них приходится на аттестат.

Считается средний балл просто — все оценки суммируются и делятся на их количество. То есть, если в документе об образовании значится, что по какому-то предмету стоит «зачет», он не учитывается никак.

 Можно ли поступать в несколько вузов одновременно?

Одновременно подавать документы в несколько вузов нельзя. Могут попробовать свои силы дважды только те, кто будет поступать в один из вузов первого потока (Академия МВД Республики Беларусь, Военная академия Республики Беларусь, Командно-инженерный институт Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС), Белорусская государственная академия искусств, Белорусская государственная академия музыки, Белорусский государственный университет культуры и искусств). А в случае неудачи подать документы в один из вузов второго потока на аналогичную (близкую) специальность при условии совпадения предметов вступительных экзаменов.


 

АХ, ЭКЗАМЕНЫ…

 

Рекомендации учащимся

Экзамены — выпускные в лицее и вступительные в вузе или ссузе, централизованное тестирование — это всегда неизбежный и всегда очень сложный период в жизни старшеклассников. Одни испытывают лишь легкое волнение и идут на экзамен, уверенные в успехе. У других предстоящие испытания вызывают чувство тревоги или даже страх. Эти состояния называются экзаменационной или тестовой тревожностью.

Ученые установили, что при появлении экзаменационной тревожности снижается активность, деятельность становится малопродуктивной. Страх дезорганизует человека. Человек либо теряет способность к  деятельности, либо эта деятельность становится хаотичной. В состоянии экзаменационной тревожности и стресса наблюдается:

- нарушение ориентации, понижение точности движений;

- снижение контрольных функций;

- обострение оборонительных реакций;

- понижение волевых функций.

Все это, конечно же, не способствует продуктивной подготовке к испытаниям и очень мешает во время экзаменов.

Как в этот непростой период сохранить работоспособность, уверенность в себе, как поддержать хорошую физическую и психологическую форму?

Надеюсь, что эти советы помогут вам снизить экзаменационные страхи, стать более внимательными и организованными и, следовательно, успешно сдать экзамены, набрать высокий балл на централизованном тестировании и поступить в то учебное заведение, о котором мечтали.

Во-первых, способствовать успешной подготовке к экзаменам будет правильно организованный режим дня.

Планируя свой рабочий день, необходимо учитывать особенности своего организма, например, кто вы — «сова» или «жаворонок» и в зависимости от этого максимально загрузить наиболее продуктивное время учебой. Но помните, что после 2–3 часов работы обязательно надо делать перерыв на 30–40 минут. Полезно это время потратить на занятия спортом, погулять на свежем воздухе. Известно, что чередование умственной и физической нагрузки — это профилактика усталости. Очень важен и полноценный сон. Он должен быть не менее 8 часов. Можно также позволить себе поспать и днем, час–полтора — не более.

Правильное питание — это тоже одно из условий успешной подготовки к экзаменам. Оно должно быть разнообразным, богатым витаминами и калорийным. Включите в ваше меню рыбу, мясо, молочные продукты, грецкие орехи, овощи, фрукты, шоколад. Однако непосредственно перед экзаменом еда должна быть легкой.

 Поддерживать работоспособность на должном уровне вам помогут следующие правила:

1. Чередование умственного и физического труда.

2. Выполнение физических упражнений, среди которых предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, т. к. это способствует притоку крови к клеткам мозга.

Выполнение несложной зарядки для глаз через каждые 20–30 минут занятий. Чтобы глаза отдохнули, выполните два любых упражнения:

- посмотрите попеременно вверх–вниз (25 секунд), влево–вправо (15 секунд);

- напишите глазами свое имя, отчество, фамилию;

- попеременно фиксируйте взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);

- нарисуйте квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

3. Минимум телевизионных передач!

Во-вторых, обратите внимание на организацию своего рабочего места.

Распределите на рабочем столе все необходимые принадлежности в удобном для вас порядке. Разместите на столе и стенах предметы и картинки в желтой или фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

И, наконец, составьте план занятий, определите для себя конкретную задачу на каждый день, т. е., что именно сегодня надо изучить. Читая учебник, выделяйте главные мысли. Научитесь составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос. Повторяйте материал по вопросам. Работая над учебным материалом, учитывайте основные закономерности запоминания:

1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

2. При одинаковых усилиях количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.

5. Если работаете с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.

6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Насыщать свой ум знаниями — значит развивать мышление. Поэтому при подготовке к экзаменам стоит учесть советы психолога по развитию мышления:

1. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.

2. Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.

3. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам: «Почему?» и «Как?». Учитесь ставить вопросы и искать ответы на них.

4. Научитесь разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.

5. Мышление активизируется тогда, когда готовые стандартные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.

6. Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать их между собой — необходимое свойство мышления.

7. Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в играх на сообразительность, в решении логических задач и головоломок.

8. Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления — свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ того, что не до конца понимаете сами.

Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи.

Web-сайт: http://rcpom.edu.by, e-mail: rcpom@tut.by.


 

Контроль над экзаменационным стрессом.
Как справиться с экзаменационным стрессом.

 

        Поверьте в себя.

       Вы бы не смогли обучаться на этом курсе или брать тот или иной предмет, если бы у Вас не было на то способностей. А это значит, что если Вы проведете достаточно времени и подготовитесь к экзамену соответствующим образом, то Вы обязательно его сдадите, без лишнего волнения и беспокойства.

Не пытайтесь быть совершенным.

     Пытаться всегда быть успешным и тянуться к звездам – это прекрасно. Но при этом необходимо придерживаться баланса. Думая, что, получая оценку меньше «отлично» означает провал, Вы тем самым возводите для себя горы бесполезного стресса. Необходимо всегда стараться делать все хорошо, но не забывать, что никто не может постоянно оставаться совершенным.

 Планируйте и предпринимайте последовательные шаги для преодоления проблем.

     Если Вы что-то не понимаете в материале курса, то расстройством и стрессом Вы не избавитесь от проблем. Необходимо решать их в корне, следуя советам преподавателя или ища помощи у товарищей.

Не держите все в себе.

     Ища поддержки у друзей и делясь с ними своими проблемами, Вы тем самым значительно снижаете свою тревогу перед предстоящим экзаменом.

 Смотрите на все в перспективе.

    Экзамены могут казаться Вам самым значительным событием на данный момент, но в аспекте всей Вашей дальней жизни - это всего лишь небольшая ее часть.

 



ПРИЕМЫ, МОБИЛИЗУЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЦЕИСТОВ  ПРИ ПОДГОТОВКЕ
И СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ

Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.

Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. В сладкую газированную воду добавляют вещества, ускоряющие обезвоживание. Для того чтобы расщепить соки, тоже требуется вода. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.

Вторая проблема, с которой сталкиваются лицеисты, попавшие в стрессовую ситуацию, — это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них — правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.

Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом.

Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки.

Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.

Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.

Во время экзамена целесообразно повесить изображение косого креста на стене класса. Цвет не имеет значения, главное, чтобы он был изображен контрастно: темный на светлом фоне или наоборот.

Следующее упражнение уменьшает кислородное голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3–5 зевков.

 

 

Психологическая подготовка
к экзаменам

Во-первых, необходимо сказать себе, что легкое волнение перед экзаменом – это вполне естественное, нормальное состояние

Во-вторых,  стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене

В-третьих, за несколько дней до экзамена полезно проиграть с кем-нибудь эту ситуацию (с родителями, или друзьями: как вы держитесь при ответе, что говорите, пусть вас поспрашивают)

В-четвертых, экзаментор может отвлечься от содержания вашего ответа, но при этом продолжает реагировать на голос отвечающего: если он звучит уныло, неуверенно, это может отразиться и на оценке.

     Надо понять: уверенность в себе приходит от сознания того, что ты хорошо готовился и многое знаешь.


 

Как вести себя на экзамене?

1. Начинать готовиться с более легкого вопроса или задания

2. Не тратить много времени на подробные ответы по первым вопросам, иначе другие задания останутся невыполненными

3. На устном экзамене обязательно сначала составить схему ответа, чтобы затем системно и красиво представить ответ, иначе у экзаменатора может сложиться впечатление, что вы «льете воду», повторяетесь, не уверены в себе

4. Писать разборчиво, в расчете на экзаменатора, подчеркнуть в ответе главные мысли и даты, чтобы это бросалось в глаза

5. В готовом ответе должно быть вступление, основная часть и заключение (выводы)

6. Письменную работу проверьте!

 


 

Приемы запоминания

Материал запомнится лучше и надолго, если вы его будете разбивать на группы, по смыслу, ассоциациям

Напоминайте себе то, что вы уже выучили опорными фразами: «Здесь я учил про…  Здесь написано о…» и т.п. На экзамене вы быстрее и легче вспомните знакомый материал, опираясь на такие образные «подсказки» собственной памяти

Выделите главные, ключевые понятия: формулировки, тезисы, заглавие, сравнения, цифровые данные и т.д.

 Мы запоминаем лучше:

- ту информацию, которую мы хорошо понимаем, осознаем (важно не выучить дословно, а понять)

- ту информацию, которой мы постоянно пользуемся

- то, что нам нравится, интересно  

- то, что было прервано, связано с каким-то событием (мы уже автоматически запомнили то, к чему надо вернуться, возобновить, продолжить)

 


 

свернуть