Советы психолога

Буллинг  

 Буллинг — это травля, агрессивное преследование одного человека другим (другими). Он может выражаться по-разному: от непристойных шуток и оскорблений до избиения.

Основная цель — запугать жертву, подчинить ее себе.

 

Советы родителям

Что можно сделать, если вы считаете, что ребенок подвергается травле

Если ребенок не хочет откровенно рассказать о том, что его травят, но вы обеспокоены его поведением или информацией, услышанной от других, прежде всего попытайтесь поговорить с ним. Сначала он может избегать разговора, считая, что вы все равно ничего не поймете. Тем не менее дайте ему понять, что вы всегда готовы выслушать его, и предоставьте ему возможность самому выбрать момент.

Как вариант, можно обратиться к другому взрослому или доверенному лицу, с кем вашему ребенку будет проще поговорить. Пусть вас это не задевает. Порадуйтесь, что есть человек, кому ребенок доверяет. Если же он упорно не желает делиться своей бедой ни с кем из родных и знакомых, стоит обратиться за помощью в местные консультационные службы.

Как разговаривать с ребенком о проблеме

  • Внимательно выслушать, не отвлекаясь на посторонние дела.
  • Не торопиться с выводами. Постараться узнать детали.
  • Проявить сочувствие к ребенку, принять его болезненные чувства.
  • Дать понять ребенку, что вы его поддерживаете и готовы помогать.
  • Не обвинять ребенка.
  • Осознать свои чувства и переживания. Не впадать в сильные эмоции. Постараться трезво оценить происходящее.
  • Спросить ребенка, какое решение проблемы его бы устроило.
  • Дать советы, как отвечать обидчикам.

Как реагировать ребенку

  • Сохранять спокойствие.
  • Не поддаваться на провокацию, не проявлять гнев: возможно, обидчик потеряет к нему интерес.
  • Блокировать агрессора онлайн или в телефоне, но сохранить оскорбительные сообщения.
  • Сообщить о нападках родителям и учителю.
  • Если разговор с обидчиками вынужденно начался, переводить внимание на их поведение нейтральными безразличными фразами: «Я знаю, что ты любишь так говорить»; «Я знаю, что не умеешь по-другому развлекаться»; «Жалко, что у вас не находится дел поинтереснее».

Какие меры предпринять родителям

  • Сообщить учителю. Лучше при личной встрече. Описав ситуацию в заявлении с просьбой разобраться и принять участие в ее разрешении.
  • Сохранять спокойное эмоциональное состояние. Дать понять, что вы надеетесь на помощь и поддержку.
  • Поддерживайте связь со школой, учителем.
  • Регулярно узнавайте у ребенка, как обстоят дела.
  • Самостоятельно с родителями обидчиков и самими обидчиками не беседуйте.
  • Встреча с родителями обидчиков должна проходить в присутствии школьного совета: классный руководитель, директор, психолог, социальный педагог.

Что нельзя делать родителям

  • Искать причину в жертве травли. Обвинять жертву травли в том, что ее травят. («Сам виноват, не умеет общаться, плохо учится, не умеет находить общий язык с остальными, не может за себя постоять»).
  • Ждать, что ситуация разрешится сама.
  • Не замечать проблему.
  • Путать травлю, конфликт и непопулярность.
  • Отправлять ребенка самостоятельно разбираться со своими проблемами.
  • Самим разбираться с обидчиками.
свернуть

Памятка для родителей. Сигналы употребления наркотиков.

Причины употребления наркотиков.

Прием наркотиков за последние годы стал всемирной проблемой. Наркоманией поражаются преимущественно молодые люди, подростки, девушки. Особенно опасным возрастом для приобщения к наркотикам считается подростковый возраст – возраст перемен и ломки характера. Переменчивое, с резкими колебаниями настроение и чрезмерная ранимость подростка создают условия для приобщения его к наркотикам и делают легкой добычей для преступных взрослых, торговцев наркотиками, уличных «тусовок».

Наиболее частыми причинами наркотизации подростков являются:

  • Безнадзорность, предоставленность ребенка самому себе, равнодушие со стороны взрослых
  • Чрезмерная опека на протяжении всего детства, постоянный контроль со стороны взрослых и давление на ребенка, приводящие к формированию заниженной самооценки
  • Стремление быть взрослым и доказать свою независимость
  • Желание быть «как все» в группе, отсутствие собственного мнения, неумение подростка сказать «Нет!»
  • Желание быть «плохим» в ответ на постоянное давление со стороны родителей, или, наоборот, с целью привлечь внимание.
  • Любопытство («все надо попробовать»)
  • Безделье, неумение занять себя, отсутствие интересов, хобби и т.д.

Сигналы опасности (памятка для родителей)

Необъяснимые отлучки.

Ребенок отстраняется от родителей, часто и надолго исчезает из дома или же запирается в своей комнате. Расспросы, даже самые деликатные, вызывают у него вспышку гнева.

Дружба, общение.

У ребенка меняется круг общения, прежние друзья исчезают, появляются новые, которых он не приглашает домой, не знакомит с родителями. Ребенок часто ведет странные разговоры по телефону, в присутствии посторонних не разговаривает открыто, использует намеки, жаргон, условные «коды».

Изменения режима.

Поздний отход ко сну, позднее, ближе к обеду пробуждение; колебания аппетита - или его угнетение, или повышение, с предпочтением сладостей, шоколада; появление привычки подолгу мыться в ванной, сидеть в туалете;

Изменение внешнего вида.

Появляется новая, несвойственная прежде манера одеваться: носить одежду с длинными рукавами даже в жаркую погоду, стремление чрезмерно утепляться;

Характер ребенка.

Резко меняется характер ребенка. Его перестает интересовать то, что раньше имело значение: семья, учеба, увлечения. Появляется раздражительность, вспыльчивость, капризность, эгоизм, лживость, скрытность. Отмечается резкая смена настроения: то он полон энергии, весел, шутит, то становится пассивен, вял, угрюм, плаксив.

Воровство. Утаивание.

У ребенка появляются финансовые проблемы. Он часто просит у родителей деньги, но объяснить зачем они ему нужны, не может. Из дома постепенно исчезают деньги и вещи. Сначала это может быть незаметно, пропажи в семье объясняются случайностью (потеряли, забыли куда положили). Потом уже исчезновение (видеотехники, например) трудно скрыть.

Личная комната ребенка.

В спальне постоянно холодно, комната часто проветривается. Появляются признаки использования благовонного воскурения, освежителей воздуха, освежителей дыхания, духов и одеколона. Ребенок старается никого не впускать в свою комнату.

Необычное состояние ребенка.

Часто ребенок может находиться в состоянии, похожем на опьянение, но без запаха алкоголя. Может быть нарушена координация движений, речь, появляется нелепый смех, сужены или расширены зрачки. От одежды исходит запах клея.

Предположение, что ребенок употребляет наркотики, вызывает у родителей сильные отрицательные эмоции, за которыми следуют скоропалительные действия. Это может усугубить ситуацию.

 

Что делать?

  1. Побудите ребенка, употребляющего наркотики признаться в этом перед близкими.

Вы должны быть полностью уверенны в факте употребления наркотика вашим ребенком. В первую очередь сохраняйте спокойствие. Не нужно впадать в панику. Криком на ребенка, битьем, угрозами вы ничего не добьетесь. Поговорите с ребенком на равных. В ходе доверительной беседы, вы сможете лучше понять своего ребенка, узнать его взгляды и чувства, а также возможную причину употребления наркотиков. Постарайтесь определиться, сможете вы сами справиться с ситуацией или же необходимо обратиться за консультацией к специалистам (психотерапевту, психиатру-наркологу), чтобы выработать индивидуальную тактику поведения.

  1. Приложите усилия, чтобы привлечь ребенка к лечению.

Соберите вместе всех заинтересованных и значимых для больного людей (родственников, друзей, супругов, сотрудников, педагогов и т.д.), чтобы объединить усилия. Обратитесь к специалисту, который подскажет методы побуждения к лечению. Существует специально разработанный метод побуждения обратиться наркомана за помощью, который называется “интервенцией”. Каждый из участников интервенции (родители, супруг, ребенок, начальник) пытаются помочь больному осознать наличие проблемы, сообщая о тех переменах в нем и изменении в их жизни, которые вызваны употреблением наркотика. При достижении желаемого результата - предлагают выход - лечение в конкретном лечебном учреждении, программу реабилитации. Для этого вы должны все узнать о клиниках и специалистах, диагностике, лечении и реабилитации больных с наркотической зависимостью.

  1. Не допускайте самолечения.

Ни в коем случае не позволяйте ребенку заниматься самолечением, используя различные медикаментозные средства, рекомендованные кем-то из его окружения. Грамотное и квалифицированное лечение должно быть назначено и проведено только врачом специалистом.

  1. Активно помогайте ребенку во время лечения.

Находите время для частого общения с ребенком. Беседуйте, рассказывайте о себе, вспоминайте пережитые вместе счастливые моменты. Посещайте вместе театры, музеи, спортивные мероприятия, помогите ребенку найти дело по душе, не оставляйте его наедине с собой и своими проблемами. Покажите пример - откажитесь от курения, приема алкоголя. Поощряйте достижения ребенка, его увлечения, интересы.

  1. Контролируйте ребенка.

Осуществляйте контроль на всем протяжении лечения и еще как минимум год после его окончания. Но не переусердствуйте через 2-3 месяца после прекращения приема наркотиков предоставьте ему некоторую степень свободы. Разрешить ему находиться в течение хотя бы 1-2 часов вне вашего контроля. Посоветуйтесь об этом с вашим лечащим врачом или психологом.

 

 

свернуть

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности

Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасным явлением и представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения.

 

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ!!!

 

  • Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ»любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
  • Дети должны находиться на улице в кругу друзей, нотолько с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
  • Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощьв случае чьих-либо домогательств.
  • Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения,пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
  • Мобильный телефонсегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
  • Особое внимание подросток должен обращать на автомобили,которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
  • В детях необходимо воспитывать строгие правила поведенияи требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
  • НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применитьне только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
  • НЕРЕДКОпреступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
  • Жертвами половых преступленийчаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
  • Постарайтесь, чтобыдети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

 

 

свернуть

Самооценка человека

Самой распространенной психологической проблемой у ребят считается проблема общения. Зачастую она возникает из-за неадекватной самооценки. С помощью психолога можно выявить уровень самооценки и получить рекомендации по её коррекции.

  • Рекомендации учащимся с заниженной самооценкой:
  1. Попробуй назвать пять своих самых сильных и самых слабых сторон. Подумай над тем, как твои сильные стороны помогают тебе в жизни, а слабые мешают. Учись опираться на свои сильные стороны и реже проявлять слабые.
  2. Постарайся не вспоминать и не копаться в своих прошлых неудачах и разочарованиях. Вспоминай чаще свои удачи, думай над тем, как ты смог (ла) их добиться.
  3. Не позволяй себе излишне предаваться чувствам вины и стыда. Это не поможет тебе добиться успеха.
  4. Ищи причины своих неудач в своей неуверенности, а не в недостатках личности.
  5. Никогда не говори о себе плохо, даже про себя. Особенно избегай приписывать себе отрицательные черты, такие как глупость, неспособность к чему-либо, невезучесть, неисправимость.
  6. Если тебя критикуют за плохо выполненное дело, старайся воспользоваться этой критикой для своего блага, учиться на ошибках, но не позволяй другим людям критиковать себя как личность.
  7. Не мирись с людьми, обстоятельствами и видами деятельности, которые заставляют тебя чувствовать свою неполноценность. Если тебе удается действовать так, как требует ситуация, лучше не занимайся этим делом и не общайся с такими людьми.
  8. Старайся браться только за те дела, которые тебе по плечу. Постепенно их можно усложнять, но не берись за то, в чем ты не уверен.
  9. Помни, что критика часто бывает необъективной. Перестань остро и болезненно реагировать на все критические замечания в свой адрес, просто принимай к сведению мнения критикующих тебя людей.
  10. Не сравнивай себя с «идеалом». Идеалами восхищаются, но не стоит превращать их в мерило успеха.
  11. Не бойся попробовать что-либо из страха потерпеть неудачу. Только действуя, ты сможешь узнать свои реальные возможности.
  12. Будь всегда самим собой. Стремясь быть, как все, ты прячешь свою индивидуальность, которая заслуживает такого же уважения, как и любая другая.
  • Упражнения по коррекции заниженной самооценки:
  1. Составь список своих слабых сторон. Напиши их в столбик на левой половине листа бумаги. На правой половине напиши те положительные качества, которые можно противопоставить твоим слабостям. Например, у меня медленная реакция, но высокая работоспособность. Разверни и обоснуй контраргументы, найди им подходящие примеры. Начни думать о себе в терминах правой колонки, а не левой.
  2. Каждый из нас умеет что-то делать лучше, чем другие, даже такие дела, как жарить омлет или забивать гвозди? А ты? Что именно ты умеешь делать лучше других? Составь список своих достоинств, тех дел, которые у тебя получаются лучше, чем у других.
  3. Представь себе того человека, которым ты восхищаешься. Это может быть, как реальный человек, так и герой кинофильма или книги. Попробуй найти у себя общие с ним достоинства. А затем попробуй найти у него недостатки, которых нет у тебя. Учись делать сравнения в свою пользу.
  4. Учись в ответ на обвинения не оправдываться и не замыкаться в себе, а аргументировано их опровергать.
  • Рекомендации учащимся при завышенной самооценке:
  1. Подумай, насколько твоё мнение о себе соответствует мнению родителей, одноклассников и друзей?
  2. Учись прислушиваться к мнению других людей, их одобрению или неодобрению: ведь окружающие часто могут оценить тебя вернее, чем ты сделаешь это самостоятельно.
  3. Относись к критическим замечаниям со стороны товарищей, родителей или учителей как к конструктивному совету и «руководству к действию», а не как к «досадной помехе» или «непониманию тебя».
  4. Получив отказ в просьбе о чем-либо или не справившись с порученным тебе делом, ищи причины в себе, а не в обстоятельствах или других людях.
  5. Помни, что комплименты или похвалы не всегда бывают искренними. Старайся понять, насколько соответствует похвала тому реальному делу, которое тебе удалось сделать.
  6. При сравнении с другими пытайся сравнивать себя с теми, кто добивается максимальных успехов в конкретных видах деятельности и в жизни вообще.
  7. Прежде чем взяться за ответственное дело, тщательно проанализируй свои возможности и только после этого делай вывод о том, сможешь ли ты с ним справиться.
  8. Не считай свои недостатки мелочью: ведь ты же не считаешь мелочью недостатки других людей?
  9. Старайся относиться к себе критичнее: разумная самокритичность способствует саморазвитию и более полной реализации потенциальных возможностей.
  10. Не разрешай себе «почивать на лаврах». Успешно завершив какое-нибудь дело, подумай о том, можно ли было сделать его лучше, и если да, то, что помешало этому.
  11. Всегда ориентируйся на оценку результатов своих действий другими людьми, а не на собственное чувство удовлетворения.
  12. Уважай чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и твои собственные.
  • Упражнения по коррекции завышенной самооценки:
  1. Напиши 10 своих главных достоинств. Оцени их выраженность по 5-ти бальной шкале. Попроси сделать то же самое своих родителей, друзей или одноклассников. Сравни полученные результаты. Есть ли разница в оценках? Как ты думаешь почему? Старайся увидеть причину расхождений в себе и своем поведении, а не в окружающих тебя людях.
  2. Напиши 10 своих отрицательных качеств. Как ты считаешь, они мешают тебе? А людям, с которыми ты общаешься? Подумай над этим.
  3. Попробуй назвать дело, с которым ты справишься очень хорошо. А теперь попробуй назвать трех своих знакомых, одноклассников, которые смогли бы справиться с этим делом лучше тебя.
  4. Попробуй выделить недостатки, которые мешают твоим достоинствам стать идеальными. Например, я остроумен, но иногда бываю бестактным; у меня прекрасная реакция, но иногда мои действия опережают мысль.

 

свернуть

Психологическая поддержка  подросткам

Психологическая поддержка способна улучшить взаимоотношения детей и взрослых. При недостатке, отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным аффективным поступкам.

Психологическая поддержка — это процесс:

  • в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах ребенка с целью повышения его самооценки;
  • который помогает ребенку поверить в себя, в свои силы и возможности;
  • который помогает ребенку избежать ошибок;
  • который поддерживает ребенка при неудачах.

Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо. Необходимо, чтобы взрослый обращал внимание на позитивные поступки ребенка и поощрял их.

 

Чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1)    опираться на его сильные стороны;

2)    избегать подчеркивания промахов;

3)    показать, что вы довольны поведением ребенка;

4)    уметь проявлять любовь и уважение к ребенку;

5)    уметь помочь ребенку разбить большое задание на более мелкие, с которыми ему легче будет справиться;

6)    проводить больше времени с ребенком;

7)    внести юмор в отношения с ребенком;

8)    знать обо всех начинаниях ребенка;

9)    уметь взаимодействовать с ребенком;

10) позволить ребенку самому решать свои детские проблемы;

11)   избегать  телесных наказаний;

12)   принимать индивидуальность ребенка;

13)   проявлять веру в ребенка;

14)   демонстрировать оптимизм.

Слова поддержки:

  1. Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
  2. Ты делаешь это очень хорошо.
  3. У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
  4. Это сложный вопрос, но я уверен, что ты готов к нему.

 

Средства поддержки:

  • Слова: красиво; аккуратно; прекрасно; здорово; замечательно; вперед; продолжай и т.п.
  • Высказывания: я горжусь тобой; мне нравится, как ты работаешь; я рад твоей помощи; спасибо; все идет прекрасно; я рад, что ты в этом участвуешь; я рад, что ты попробовал это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал, и т.н.
  • Прикосновения: похлопать по плечу; дотронуться до руки; мягко приподнять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его и т.д.
  • Совместные действия: сидеть, стоять рядом; вести его; играть с ним; слушать его; принимать вместе пищу и т.д.
  • Выражение лица: улыбка, подмигивание, кивок, смех и т.д.

 

свернуть

Преодоление проблем в общении со сверстниками

Чем могут помочь родители?

Несмотря на распространенный стереотип, что отношения между подростками и их родителями значительно ухудшаются, это не совсем верно. Напротив, многие подростки остаются со своими родителями в хороших отношениях, особенно если те готовы дать растущему человеку большую самостоятельность (и большую ответственность).Поэтому родители во многом остаются тем якорем равновесия, который помогает подростку выплывать в бурном море отношений.

  1. Помогите в самоопределении. Как уже говорилось, подростковый период — это время, когда ребенок определяет, кто он как личность.

Он познает свои сильные и слабые стороны с новой глубиной. Конечно, вам хотелось бы, чтобы у него сложилось представление о себе как о человеке успешном, обладающем многими сильными качествами. Ведь это — залог социальной смелости, а значит, и достижений!

Для этого постарайтесь обращать внимание на его успехи. При этом хвалите, называя не только его достижение, но и черту характера. Например: «Для того, чтобы подготовить такой доклад, нужно быть по-настоящему целеустремленным и собранным человеком!». Или: «Такой наряд могла создать только девушка, обладающая тонким вкусом!». Каждый раз, когда подросток слышит такое о себе, его внутренние опоры становятся все крепче.

  1. Оставайтесь рядом. Подросток должен иметь возможность обратиться к родителям. Постарайтесь, чтобы в этот момент у вас нашлось время для него.

Если ребенок расскажет о проблемной ситуации, виновником которой стал он сам, не концентрируйтесь на том, чтобы еще раз его обвинить. Лучше обсудите, почему так произошло и что теперь можно сделать. Ваш опыт важен для него. Но при поиске вариантов действий пусть он сначала предложит свои!

  1. В пользу «якорей»! Подростки часто испытывают серьезные эмоциональные «встряски». Неприятные периоды могут длиться достаточно долго, если происходит предательство друга, несчастная любовь или «травля» недругами.

Родителям стоит помнить, что помимо семьи «якорями» для подростков, которые помогают им преодолеть ситуацию, являются как раз друзья и приятели, члены групп по интересам, которые поддержат. А также его чувство ответственности за других людей. Поэтому ограничивайте общение подростка только в самых крайних случаях.

  1. Проявите терпение! Конечно, неприятно, когда от стоящих на улице подростков слышится мат, «ржание», подколы в отношении друг друга и прохожих. Безусловно, еще неприятнее, если вы в этой компании замечаете своего сына и дочь. И понятно, что вы вряд ли оставите этот факт без внимания.

Подростковый возраст тем и характерен, что в нем «сталкивается» этика родителей и нормы общения в компании. Но эти противоречия не всегда являются почвой для испорченных отношений с родителями. Напротив, если родители терпеливы и дают информацию, а не строго настаивают, подросток имеет возможность для внутреннего роста. Он сам, постепенно отделяет зерна от плевел. Правда, на это ему нужно время.

Итак, подростковый возраст — это расцвет общения. Сейчас дает активные всходы все, что было накоплено ребенком в предыдущем опыте. Конечно, кто-то из подростков более застенчив, кто-то более агрессивен, кто-то любит командовать, а кто-то склонен к подчинению. Но люди не могут быть одинаковыми! Если черты ребенка не мешают общаться и занимать свое место в коллективе сверстников, если ему достаточно комфортно, — значит, все в порядке. Даже если вам хотелось бы видеть его каким-то другим.

Не все подростки стремятся к тому, чтобы быть популярными в среде сверстников. Многим вполне достаточно занимать прочное место в своем кругу общения и иметь несколько хороших друзей. У основной части подростков вполне хватает для этого ресурсов. Остальные он набирает, практикуясь во взаимодействии с другими.

Есть и подростки, которые не принадлежат к каким-либо группам, но не испытывают давления одиночества. Это творческие дети, которым для собственных размышлений, рисования, написания музыки, экспериментов с компьютером необходимо сосредоточение и дистанция с другими. Но есть и те, кто, общаясь в широком кругу, периодически чувствуют себя одинокими и потерянными. Что же, родителям вполне по силам поддержать свое чадо в такие моменты, если отношения с ним сохранены.

 

свернуть

Принципы оказания родителями поддержки детям и подросткам

Психологическая поддержка способна улучшить взаимоотношения детей и взрослых. При недостатке, отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным аффективным поступкам.

Психологическая поддержка — это процесс:

  • в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах ребенка с целью повышения его самооценки;
  • который помогает ребенку поверить в себя, в свои силы и возможности;
  • который помогает ребенку избежать ошибок;
  • который поддерживает ребенка при неудачах.

Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо. Необходимо, чтобы взрослый обращал внимание на позитивные поступки ребенка и поощрял их.

 

Чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1)    опираться на его сильные стороны;

2)    избегать подчеркивания промахов;

3)    показать, что вы довольны поведением ребенка;

4)    уметь проявлять любовь и уважение к ребенку;

5)    уметь помочь ребенку разбить большое задание на более мелкие, с которыми ему легче будет справиться;

6)    проводить больше времени с ребенком;

7)    внести юмор в отношения с ребенком;

8)    знать обо всех начинаниях ребенка;

9)    уметь взаимодействовать с ребенком;

10) позволить ребенку самому решать свои детские проблемы;

11)   избегать  телесных наказаний;

12)   принимать индивидуальность ребенка;

13)   проявлять веру в ребенка;

14)   демонстрировать оптимизм.

Слова поддержки:

  1. Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
  2. Ты делаешь это очень хорошо.
  3. У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
  4. Это сложный вопрос, но я уверен, что ты готов к нему.

 

Средства поддержки:

  • Слова: красиво; аккуратно; прекрасно; здорово; замечательно; вперед; продолжай и т.п.
  • Высказывания: я горжусь тобой; мне нравится, как ты работаешь; я рад твоей помощи; спасибо; все идет прекрасно; я рад, что ты в этом участвуешь; я рад, что ты попробовал это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал, и т.н.
  • Прикосновения: похлопать по плечу; дотронуться до руки; мягко приподнять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его и т.д.
  • Совместные действия: сидеть, стоять рядом; вести его; играть с ним; слушать его; принимать вместе пищу и т.д.
  • Выражение лица: улыбка, подмигивание, кивок, смех и т.д.

 

свернуть

Правила, которые нужно учитывать родителям при взаимодействии с подростком

Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.

Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем мнение взрослых).

Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.

Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо.

Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.

 

свернуть

Полезные установки

Полезных установок в общении

  1. Никогда не спеши делать категорических выводов по первому впечатлению, особенно избегай негативных оценок.
  2. Помни о том, что все люди разные, каждый человек уникален и не повторим. В жизни не стоит относить человека к какому-то типу, классифицировать людей.
  3. Мы часто обижаемся на людей или не довольны ими, потому что они не оправдывают наших ожиданий, не помещаются в те рамки, которые мы им отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их представить.
  4. Помни о том, что любой человек по своей сути имеет уникальную способность к изменению.
  5. Никогда не путай поведение человека и его личность. Оценивая поступок человека, ни в коем случае не вешай ярлык на его личность.
  6. Научись принимать любого человека целиком, таким, каков он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
  7. Как говорил Дейл Карнеги, если хочешь переделать людей, начни с себя – это и полезней, и безопасней.

Наши эмоциями

  1. Полностью избавится от эмоций и не разумно, и невозможно. Нет эмоций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, «все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся».
  2. Джонатан Свифт сказал: «Отдаваться гневу часто – всё равно, что мстить самому себе за вину другого». Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.
  3. Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с людьми. Радостное восприятие жизни – залог симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: «Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы».
  4. Не пытайся просто подавить в себе эмоции. Подавленные чувства всё равно выльются наружу тем или иным способом, могут стать причиной заболевания. Лучше отыграй эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.
  5. Если у тебя возникло раздражение или злость, не борись с ними, а попытайся «отделить» их от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько мелка и несерьезна эта причина. Всё это способствует угасанию негативных эмоций.
  6. В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении.
свернуть

Значительные проблемы в общении со сверстниками  

Чем могут помочь родители?

Несмотря на распространенный стереотип, что отношения между подростками и их родителями значительно ухудшаются, это не совсем верно. Напротив, многие подростки остаются со своими родителями в хороших отношениях, особенно если те готовы дать растущему человеку большую самостоятельность (и большую ответственность). Поэтому родители во многом остаются тем якорем равновесия, который помогает подростку выплывать в бурном море отношений.

  1. Помогите в самоопределении. Как уже говорилось, подростковый период — это время, когда ребенок определяет, кто он как личность.

Он познает свои сильные и слабые стороны с новой глубиной. Конечно, вам хотелось бы, чтобы у него сложилось представление о себе как о человеке успешном, обладающем многими сильными качествами. Ведь это — залог социальной смелости, а значит, и достижений!

Для этого постарайтесь обращать внимание на его успехи. При этом хвалите, называя не только его достижение, но и черту характера. Например: «Для того, чтобы подготовить такой доклад, нужно быть по-настоящему целеустремленным и собранным человеком!». Или: «Такой наряд могла создать только девушка, обладающая тонким вкусом!». Каждый раз, когда подросток слышит такое о себе, его внутренние опоры становятся все крепче.

  1. Оставайтесь рядом. Подросток должен иметь возможность обратиться к родителям. Постарайтесь, чтобы в этот момент у вас нашлось время для него.

Если ребенок расскажет о проблемной ситуации, виновником которой стал он сам, не концентрируйтесь на том, чтобы еще раз его обвинить. Лучше обсудите, почему так произошло и что теперь можно сделать. Ваш опыт важен для него. Но при поиске вариантов действий пусть он сначала предложит свои!

  1. В пользу «якорей»! Подростки часто испытывают серьезные эмоциональные «встряски». Неприятные периоды могут длиться достаточно долго, если происходит предательство друга, несчастная любовь или «травля» недругами.

Родителям стоит помнить, что помимо семьи «якорями» для подростков, которые помогают им преодолеть ситуацию, являются как раз друзья и приятели, члены групп по интересам, которые поддержат. А также его чувство ответственности за других людей. Поэтому ограничивайте общение подростка только в самых крайних случаях.

  1. Проявите терпение! Конечно, неприятно, когда от стоящих на улице подростков слышится мат, «ржание», подколы в отношении друг друга и прохожих. Безусловно, еще неприятнее, если вы в этой компании замечаете своего сына и дочь. И понятно, что вы вряд ли оставите этот факт без внимания.

Подростковый возраст тем и характерен, что в нем «сталкивается» этика родителей и нормы общения в компании. Но эти противоречия не всегда являются почвой для испорченных отношений с родителями. Напротив, если родители терпеливы и дают информацию, а не строго настаивают, подросток имеет возможность для внутреннего роста. Он сам, постепенно отделяет зерна от плевел. Правда, на это ему нужно время.

Итак, подростковый возраст — это расцвет общения. Сейчас дает активные всходы все, что было накоплено ребенком в предыдущем опыте. Конечно, кто-то из подростков более застенчив, кто-то более агрессивен, кто-то любит командовать, а кто-то склонен к подчинению. Но люди не могут быть одинаковыми! Если черты ребенка не мешают общаться и занимать свое место в коллективе сверстников, если ему достаточно комфортно, — значит, все в порядке. Даже если вам хотелось бы видеть его каким-то другим.

Не все подростки стремятся к тому, чтобы быть популярными в среде сверстников. Многим вполне достаточно занимать прочное место в своем кругу общения и иметь несколько хороших друзей. У основной части подростков вполне хватает для этого ресурсов. Остальные он набирает, практикуясь во взаимодействии с другими.

Есть и подростки, которые не принадлежат к каким-либо группам, но не испытывают давления одиночества. Это творческие дети, которым для собственных размышлений, рисования, написания музыки, экспериментов с компьютером необходимо сосредоточение и дистанция с другими. Но есть и те, кто, общаясь в широком кругу, периодически чувствуют себя одинокими и потерянными. Что же, родителям вполне по силам поддержать свое чадо в такие моменты, если отношения с ним сохранены.

 

свернуть

Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа

ПАМЯТКА

ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-инфекции и СПИДа.

 

Профилактика СПИДа начинается с осознания личной ответственности

ВИЧ — необычный вирус: человек может быть инфицирован много лет и казаться при этом абсолютно здоровым. Попав в организм, вирус постепенно разрушает иммунную систему, убивая клетки крови, которые являются частью иммунной (защитной) системы организма.

Если человек инфицирован, еще не значит, что у него сразу разовьется СПИД. Вирус может находиться в организме десять и более лет, прежде чем человек почувствует какие-либо симптомы заболевания. В течение всего периода он может выглядеть и чувствовать себя абсолютно здоровым и при этом передать этот вирус другим. Можно получить ВИЧ, не подозревая этого, и можно передать ВИЧ другим, не зная об этом.

Как ВИЧ проникает в организм?

Заражение может произойти только при попадании инфицированной биологической жидкости в кровь неинфицированного человека непосредственно или через слизистые оболочки (в основном, слизистые половых органов). Биологических жидкостей, концентрация вируса в которых достаточна для заражения, всего четыре: кровь, сперма, вагинальный секрет и грудное молоко. Вирус может попасть в организм при сексуальном контакте без презерватива, при использовании нестерильных инструментов для инъекций и других манипуляций, предусматривающих нарушение целостности кожных покровов.

 Известны три пути передачи ВИЧ:

— Половой — при незащищенном половом контакте с ВИЧ-инфицированным или больным СПИДом.

– Парентеральный — при попадании крови ВИЧ-инфицированного или больного СПИДом в организм здорового человека.

– Вертикальный — ВИЧ-инфицированная беременная женщина может передать вирус ребенку во время беременности, в процессе родов, при грудном вскармливании ребенка.

Нельзя заразиться ВИЧ через:

– пот, слюну, слезы, кашель;

– рукопожатия, объятия, поцелуи;

– укусы насекомых;

– общую посуду и пищу,

– общие вещи: деньги, книги, клавиатуру компьютера, бытовые предметы;

– воду (при пользовании общим бассейном, ванной, душем, туалетом).

Профилактика полового пути передачи ВИЧ

Для предупреждения заражения ВИЧ при половом контакте следует:

– избегать беспорядочных и случайных половых связей;

– при любом половом контакте пользоваться презервативом высокого качества.

Следует помнить, что из противозачаточных средств только презерватив препятствует проникновению ВИЧ и при правильном использовании защищает от заражения ВИЧ-инфекцией на 98 %.

Профилактика парентерального пути передачи ВИЧ

– отказаться от употребления наркотических веществ;

– подвергать обработке, в т. ч. с использованием дезинфицирующих средств многоразовые инструменты для маникюра/педикюра/пирсинга/татуажа;

– при попадании чужой крови на раневую поверхность необходимо промыть рану проточной водой, обработать 3 % раствором перекиси водорода или спиртосодержащим раствором (70 %), после обработки закрыть рану пластырем;

– при попадании крови на слизистую глаза промыть глаза водой и закапать глазными каплями, обладающими слезоотделительным и дезинфицирующим эффектом (например, 20 % раствором альбуцида);

– при попадании крови на слизистую оболочку полости рта — прополоскать рот 70 % этиловым спиртом;

– для оказания первой медицинской помощи при кровотечениях необходимо использовать резиновые перчатки и защищать открытые участки кожи и слизистые глаз от попадания крови, любые загрязнения кровью должны рассматриваться как потенциально опасные.

Профилактика вертикального пути передачи ВИЧ

Согласно действующему законодательству каждая беременная женщина может пройти обследование на ВИЧ-инфекцию. При обнаружении вируса в организме ей для профилактики внутриутробного инфицирования назначают специальные лекарственные препараты.

 Тестирование на ВИЧ

Пройти обследование на ВИЧ-инфекцию можно анонимно и бесплатно в любом лечебно-профилактическом учреждении, в отделах профилактики СПИД республиканского и областных центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

В настоящее время нет лекарства, способного уничтожить ВИЧ в организме человека, нет вакцины, способной предотвратить заражение. Никто не застрахован от заражения ВИЧ. Любой человек в любом возрасте вне зависимости от места проживания и религиозных убеждений может заразиться. Только знания (о путях передачи и профилактике ВИЧ-инфекции) и поведение конкретного человека в «опасных» ситуациях способны защитить его от заражения.

Каждый сам принимает решения и несет ответственность за свои поступки, за свою жизнь.

свернуть

Консультация для родителей «Ошибки в воспитании подростков»

06.11.2021

Воспитание – сложный и ответственный процесс. Родителям не всегда удаётся найти правильный баланс между любовью и строгостью. Особенно во время подросткового периода. В попытках сохранить авторитет мамы и папы часто допускают ошибки, которые могут навсегда разрушить связь ребёнка с семьёй.

Одна из самых серьёзных ошибок – применение силы, когда родители очень боятся потерять собственный авторитет в глазах подростка. Чаще всего это приводит к разрыву детско-родительской связи. Особенность подросткового возраста такова, что авторитет взрослого становится не настолько высок, как это было раньше. И если отстаивать его с позиции силы, то это вызовет конфликты.

Вторая ошибка – неумение контейнировать (способность контролировать) эмоции подростка. Нужно учитывать, что подросток – это растущий организм, в нём происходит много изменений на уровне физиологии, психологии, гормонов. И очень часто все эти изменения выдают непредсказуемые реакции. Если, например, подросток вдруг нахамил, и родитель ему ответил, включился в эту реакцию, это повышает уровень конфликтности в семье. И умение контейнировать подростковые эмоции помогает справляться с этими реакциями. Если родитель услышал грубость от ребёнка, то нужно взять паузу, успокоиться и после вернуться с вопросом «что это было?», объяснить недопустимость таких вещей.

Третий момент. Родители привыкли контролировать ребёнка дошкольного возраста, младшего школьного возраста и, стремясь установить подобный контроль над подростком, часто сталкиваются с тем, что это невозможно сделать в полной мере, потому что подросток постоянно пытается отвоевать часть своего личного пространства. Поэтому очень важно, чтобы у ребёнка была какая-то личная часть жизни и родитель её уважал. Потому что, если он этого делать не будет, это скажется на их взаимоотношениях, а сам ребёнок начнёт предвзято относиться к требованиям взрослых, так как в его глазах они сами не соблюдают правила.

Основные формы воспитания подростков, которые используют родители, это: гиперопека и гипоопека. Тот или иной стиль воспитания нам передаётся от наших родителей. То есть чаще всего то, что происходило в наших семьях, те же сценарии мы дублируем, воспитывая собственных детей. Если говорить о гипоопеке (отсутствие должного контроля), то чаще всего такая форма воспитания встречается либо в социально неблагополучных семьях, когда не уделяется должное внимание со стороны родителей потребностям ребёнка, либо это семьи, которые ориентированы на другие ценности. Например, на зарабатывание денег. Такие взрослые много вкладываются в организацию бизнеса, в помощь другим людям, но при этом очень холодно относятся к своим детям.

Если говорить про гиперопеку (избыточное внимание), то такая форма воспитания проявляется, например, у тех родителей, которым сложно далось завести детей, и когда появился ребёнок, на него обрушилось очень много накопившейся родительской энергии. Так же бывает с сильно болеющими детьми, если ребёнок родился с особенностями здоровья. Изначально у родителя присутствовали реальные тревоги, которые потом переросли в психологическую опеку. Кроме того, причиной гиперопеки может послужить ситуация, когда родители сами о чём-то очень мечтали в детстве и не смогли этого добиться. Тогда ребёнок для них становится «работой над ошибками».

В воспитании важно не перейти грань между доверием и вседозволенностью. Вседозволенность очень легко определить. Явный показатель – когда ребёнок не считается с мнением родителей, с их эмоциональным и физическим состоянием. Его интересует только то, что ему нужно и чего он хочет. И, несмотря на то, какие у родителей существуют трудности, он будет это требовать. Для доверительных отношений нужно всегда находиться в контакте с подростком, это залог здорового взросления ребёнка. Но кроме того, каждому подростку необходимы границы, чтобы он точно знал, что позволено, а что нет. И если он выходит за границы дозволенного, он должен знать, что будут последствия. Между родителями и детьми важны договорённости, нарушение которых для подростка должно быть неприемлемо. Но при этом договорённости должны быть подкреплены не страхом, а уважительным отношением друг к другу.

Формирование личности ребёнка начинается с раннего возраста, и каждый период взросления очень важен. Не только ошибки, совершённые родителями во время воспитания подростка, скажутся на его личности. Скажутся все ошибки в совокупности, допущенные в каждый возрастной период. Безусловно, очень строгие родители, обесценивающие родители заложат в ребёнка неуверенность в себе, ощущение собственной ничтожности, неспособности. Если родители на протяжении всего детства наплевательски относятся к ребёнку, не дают ему ласки, не общаются с ним и не интересуются его жизнью, у него складывается ощущение, что он не интересен этому миру. В нём зарождаются депрессивные тенденции или, наоборот, агрессивные: он настроен на то, чтобы любой ценой получить внимание. Поэтому ошибки в каждом возрастном периоде, не только в подростковом накладывают определённые отпечатки на личность ребёнка и человека в целом.

Важно следить за тем, чтобы подросток не терял интерес к вашей жизни, так же, как и вы, не теряли интерес к его жизни. Здоровые детско-родительские взаимоотношения – это возможность разговаривать, возможность вместе ужинать, пить чай, куда-то ездить, находить время, которое вы тратите только на ребёнка, на общение с ним. И именно такие взаимоотношения помогают пережить конфликтные моменты подросткового возраста.

Каждый родитель хочет, чтобы ребёнок уважал его. В раннем возрасте дети уважают родителей авансом, взрослый для них – авторитет. Однако в подростковом возрасте этот аванс заканчивается. И здесь должно возникать доверие, на котором строятся взаимоотношения родителей и детей. C этого момента личные границы подростка нужно соблюдать, но при этом учить его соблюдать и ваши.

 

С уважением педагог-психолог  Романько О.В.

 

свернуть

Консультация для родителей «Трудности личностного роста и их влияние на обучение»

21.10.2021

Развитие ребенка – сам по себе очень трудоемкий и достаточно сложный процесс, а личностный рост школьника с учетом его возрастных особенностей – требует максимальной деликатности для получения желаемых результатов. Необходимо учитывать его эмоциональное состояние, во время попытки помочь ему в личностном росте он может в силу возраста принять «в штыки».

Дети очень чувствительные создания, но это не значит, что они не хотят развиваться и достигать желательных результатов, поэтому, все что от нас требуется это правильно мотивировать ребенка на желаемый результат.

Основы развития ребенка в школьном возрасте

Каждый человек с самого детства одарен определенным набором граней характера, которые в дальнейшем будущем могут видоизменяться как в лучшую, так и в худшею сторону. Главной задачей родителей на этом этапе не пытаться подавлять характер ребенка, лишая его присущей индивидуальности, только потому что так надо, а наоборот культивировать их, деликатно и тонко направляя их в нужное русло.

Необходимо принять, что ваш ребенок никогда не будет точной копией вашего представления об идеальном человеке, поэтому не стоит разворачивать активную борьбу против его «неправильной» личности. Повторюсь, родители должны лишь подсказывать и помогать школьнику принимать правильные решения самостоятельно! но не в коем случае вместо него. Позвольте ему некоторую вольность в своих действиях. Да, некоторые из них будут ошибочными, но пару раз «обжегшись» в детстве, в будущем человек сможет на подсознательном уровне избегать подобных ситуаций во взрослой жизни.

У ребенка не будет повода упрекнуть в будущем вас в том, что его свобода действий была сильно ограничена, что ему не дали самостоятельно распоряжаться своим временем. Вы должны в первую очередь помогать ему советом, но не выбирать правильный вариант ответа вместо него.

Правила мотивации ребенка

Перед тем как определить момент, который будет актуальный для начала миссии, название которой «личностный рост школьника», необходимо сперва определиться с системой мотивации ребенка, ведь незаинтересованное чадо не будет стремиться к достижению результата если будет отсутствовать мотивация как такова. Есть четыре нерушимые правила, которыми стоит руководствоваться в первую очередь:

  1. Стабильность – это заблуждение. Невозможно все время придерживаться одного темпа развития - старайтесь поощрять ребенка, даже если результат не оправдал затраченных сил и времени, главное, чего нужно достигнуть – это осознанием ребенка того, что результат несомненно важен, но также не последнюю роль играет его стремление к саморазвитию, пройденный путь.
  2. Положительное общение гораздо эффективнее чем отрицательное – ни в коем случае не ругайте ребенка и не упрекайте, если у него по той или иной причине, не удалось справиться с порученной работой. Родители, вы должны вместе со своим чадом разобраться в причинах и исправить их, вместо того чтобы проецировать весь негатив на него. В конце концов, вы опора ребенка, а не его надзиратели. Постарайтесь мягко и доступно пояснить школьнику, где он совершил ошибку и что необходимо было сделать для ее избежание.
  3. Поощрение не только за результат проделанной работы, но и проявления инициативы – научите ребенка брать инициативу в свои руки, таким образом вы не только не формируете личностное развитие ребенка, но предоставляете ему прочный фундамент для саморазвития и самоанализа и во взрослой жизни, который в будущем послужит хорошим стартом для личностного и духовного роста.
  4. Найдите время на отдых – работа над собой и постижения знаний – это конечно просто замечательно, но не забывайте, что ребенок нуждается в отдыхе и переключение внимания от обучения. В первую очередь, вы должны обеспечить ему счастливое и радостное детство, воспоминание о котором будут греть его душу на протяжении всей жизни. Уделяйте ему время не только во время обучения, но и во время игры. Будьте с ним рядом, при этом не посягая на его личную территорию. Ребенок должен сам вас пригласить – с его стороны это самое высшее проявление доверия к вам.

Факторы воздействия на личностный рост школьника

Существует огромное количество факторов, которые могут, как и подтолкнуть ребенка к активному стремлению к учебе, так и оттолкнуть его от них. Самыми часто встречаемыми негативными причинами отказа идти на контакт и на восприятия информации являются страхи и комплексы.

Наличие страхов, которые связанные с возможным наказанием за высказывания собственного мнения ни к чему хорошему не приведут. Зачастую, эти страхи встречаются у детей, родители которых пытаться практически силой навязать свою точку зрения и модель поведения. Они не осознают, что ребенок – это тоже личность и жизненно необходимо учитывать его мнение.

Пример этих страхов мы можем увидеть в тот момент, когда ученики получают задание на написание сочинения, где должны дать характеристику персонажам. Но что мы видим – если мнение ученика не совпадает с мнением педагога, он получает отрицательную оценку. Как результат – в будущем, он будет избегать проявления собственного мнения, уверен в том, что за это он будет наказан;

Другим камнем преткновения считают личные комплексы. К примеру, комплекс неполноценности, - ребенок, даже если достигнет успехов в интересующих его сферах деятельности все равно будет сравнивать себя с другими. Будет считать себя ни на что не способным. В этой ситуации лучшим решением проблемы будет убедить ребенка в его уникальности и неповторимости. Не ставьте ему в пример других: «Вон Петрик Пяточкин чего смог добиться, а ты не можешь даже это». Ребенок должен быть уверенным, что он любим, что его принимают таким каким он есть.

Истеричная составляющая характера – еще один немаловажный фактор, который может сильно тормозить личностный рост школьника. Мешать адекватному восприятию окружающего мира и оценке построения необходимых отношений с социумом. Единственным решением этой ситуации будет обращение за помощью к узкопрофильному специалисту. После проведения диагностики и выбора методов борьбы с частыми вспышками истерии вы сможете помочь своему ребенку. Не бойтесь обращаться за помощью к психологам или психиатрам, главное — это ваш здоровый и счастливый ребенок.

Все вышеперечисленные факторы не являются врожденными, они приобретенные лишь в последствие неправильного воспитания и неблагоприятных условий роста ребенка.

Составления плана личностного роста

Первым заданием для родителей будет помочь определиться школьнику с кругом его интересов. При этом, влияние и мнение самих родителей должны быть сведены к нулю. Объясняется это тем, что ребенок всегда будет стремиться угодить взрослым. В особенности своим близким (родителям, бабушкам, дедушкам), руководствуясь лишь желанием "похвалите меня". Как следствие, он готов жертвовать своими интересами, потому что маме и папе так лучше. Полноценный личностный рост школьника, возможен только тогда, когда он сам принимает решения, которые имеют определенное влияние на его жизненный строй. Необходимо не только уметь слушать ребенка, но признавать его право на самовыражение.

После того, как была выбрана интересующая ветвь развития, необходимо разработать график посещения занятий по саморазвитию. Ребенок должен быть ограничен временными рамками для того, чтобы в дальнейшем у него не появилось соблазна увильнуть от выполнения обязанностей. Он должен осознать, что если он уже взялся за исполнения дела, то нужно довести его до конца. Однако, если в процессе происходит полная потеря интереса, то велика вероятность того, что выбор деятельности был сделан ошибочно и необходимо его сменить.

Всестороннее развитие личности предусматривает и умение отдыхать, а также абстрагироваться от работы во время отдыха. Когда наступает перерыв, пусть чадо полностью изменить свою окружающую среду. Предложите ребенку прогуляться и поиграть с ровесниками. Такая необходимость вызвана снижением рисков возникновения постоянного стресса и чрезмерной усталости. Не забывайте, что объем работы, который может выполнить взрослый человек, значительно отличается от возможностей детей.

Обязанности, обязанности и еще раз обязанности

Последний совет в составлении плана личностного роста ребенка, будет такой – не давайте ребенку взвалить на свои плечи сильно много обязанностей. Не нужно отдавать его более чем на 2 кружка, мотивируя это тем, что необходимо развиваться. Ваш ребенок совсем не будет благодарить вас за то, что вы решили воплотить свои амбиции с помощью его жизни.

"А почему не скажет?" — спросите вы. Да потому что, во-первых – занятие не интересующей деятельности, ничего кроме усталости и злости не даст. Ребенок будет все чаще проявлять свое недовольство, будет отказываться посещать учебные учреждения. Как результат – вы просто станете для ребенка, своеобразной «пилой», которая его не слышит. А во-вторых – он упустит время, которое мог провести с пользой для себя.

Личностный рост школьника — это не только постоянное развитие навыков и оттачивание мастерства, но и обучение и передача опыта. Будьте мудрым наставником, ведь "делу время, а потехе час". Прививайте своему чаду побольше терпения и любви к окружающему. Проводите с ним время, дарите свою улыбку, рассказывайте истории и не бойтесь фантазировать вместе!

Вывод

Как подведение итога, хочется дать главный совет родителям. Не бойтесь ошибиться – мы все люди и поэтому каждый из нас имеет право на ошибку. Главное — не упорствуйте в своей неправоте. Имейте силы признать ошибки методов своей работы, ведь именно от ваших действий и зависит личностный рост школьника.

Вы должны быть для ребенка светочем, человеком, к которому он может обратиться, при этом не боясь осуждения. Все дети – это будущие взрослые, которые при отсутствие правильного воспитания не могут жить в обществе. Эти недостатки воспитания не дадут им раскрыть весь потенциал и стать по-настоящему счастливыми людьми.

 

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к ребенку, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на ребенка. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

 

свернуть

Что нужно знать родителям о вреде вейп – сигарет на организм подростка

Электронная сигарета для подростков не предназначена, однако ребята активно используют такое приспособление. Применение электронной сигареты подросткам противопоказано, так как она оказывает крайне негативное воздействие на организм, который недостаточным образом функционирует.

Такое явление обусловлено различными факторами, с которыми следует ознакомиться родителям. Курить электронную сигарету пытаются многие подростки. Согласно собранным статистическим данным, до 40% детей, которые достигли 14 лет, обращаются к использованию этого приспособления. При этом важно отметить, что курение обычных сигарет ими ранее не осуществлялось. Около 50% подростков хотя бы однажды применяли электронную сигарету. По определенным причинам к реальному табаку интереса у большинства лиц этой категории не возникает. Так, использование предлагаемого приспособления причиняет вред здоровью, после чего возникают довольно серьезные опасения.

Можно ли курить подросткам электронные сигареты?

Специалисты не рекомендуют. Это связано в первую очередь с огромным риском возникновения хронических заболеваний, которым ребенок подвергается. Никотин в электронных сигаретах присутствует, и порой потребляется использующим прибор даже в большем объеме, чем с классическим табаком. А это причиняет огромный вред детскому организму. Реальная проблема состоит в том, что дети находятся под угрозой получить никотиновую зависимость и им будет очень сложно от нее избавиться. А если рассматривать долгосрочный временной отрезок, то нужно побеспокоиться об огромном вреде для здоровья. Обычно производители представляли сигарету электронного типа в качестве средства, направленного на борьбу с курением. Но необходимо обратить внимание на то, что у подростков пагубная привычка от этого только появляется.

Выводы:

  1. В курительной смеси для электронной сигареты содержатся вещества, вредные для растущего организма, в том числе канцерогены, токсичные вещества.
  2. Заявление о «безвредности» электронных сигарет, их альтернативности курению является не более чем маркетинговым ходом.
  3. В настоящий момент не существует закрепленных стандартов, которые регламентировали бы осуществление контроля за составом и качеством никотиновых и без никотиновых смесей, в связи с чем заявленное на упаковке количество того или иного компонента далеко не всегда соответствует реальности.
  4. Увеличение количества вейперов выгодно производителям как электронных, так и обычных сигарет, так как многие люди, начинающие курение с электронных сигарет, впоследствии переходят на обычные.
  5. Происходит рост числа подростков-вейперов, которые не пробовали курить обычные сигареты, пока не узнали о «безвредной» альтернативе.
  6. Информация о вреде электронных сигарет нова, и потому не всем известна. В связи с этим не все родители запрещают подросткам использовать электронные сигареты, а некоторые даже поощряют это увлечение, уверенные в его безопасности.

На что следует обратить родителям

На современном этапе достаточно много подростков хотя бы раз курили электронную сигарету. Специалисты уверены, что такое курение очень быстрыми темпами обуславливает появление у подростка или ребенка никотиновой зависимости. Со временем сторонники электронной сигареты начинают курить обычный табак. Никотин, который входит в состав электронных сигарет, оказывает негативное воздействие на молодой, еще не полностью сформировавшийся и окрепший организм. Активный ингредиент отрицательно влияет на организм в целом. Ребенок становится без причины раздражительным, у него резко меняется настроение, начинаются проблемы с органами дыхательной системы. Из-за частых перепадов настроения у подростков снижается активность, они с меньшим интересом вовлекаются в учебный процесс, от этого они теряют способность к анализу, синтезу. Главная задача родителей в сложившейся ситуации - это выявление причины такого протеста ребёнка. Возможно, необходимо расширить права ребёнка, но при этом напомнить ему о его обязанностях; не устраивать допросов и не читать нотаций, ни кричать, ни попрекать, а попробовать разобраться, что его подтолкнуло на такой шаг. Рассказать о необратимых последствиях, а также дать ребёнку возможность принять решение самостоятельно.

 

свернуть

Что такое подростковая депрессия?

Эксперты называют депрессией такое состояние, когда человек чувствует себя «отвратительно», по непонятной причине. Если подросток проиграл соревнование, поссорился с другом или получил плохую оценку в школе, после чего настроение у него будет, конечно же, «отвратительное» — это не депрессия. Да, не самое лучшее настроение у ребёнка может быть даже не один день – но это всё равно не депрессия. Все мы иногда хандрим и печалимся.

Подростковая депрессия обязательно сопровождается эмоциональными расстройствами, не связанными с внешними факторами. Одним словом, Ваш ребёнок может грустить, плакать, находиться в унынии, тосковать, кричать и даже порой быть агрессивным и озлобленным на весь мир – и всё это постоянно и вне зависимости от того, есть у него на то веские причины или нет.        Кстати, у разных людей депрессия проявляется по-разному. Кому-то тяжело настолько, что он не знает, как прожить новый день. А у кого-то депрессия приобретает вялотекущий характер и длится достаточно долго – месяцы или даже годы. Подростковая депрессия может начаться из-за больших проблем со сверстниками, неразделённой первой любви, развода родителей, ссор или трагедии в семье.

Зачастую такое эмоционально-психическое состояние подростка родители и другие родственники воспринимают как распущенность, слабость духа или даже эгоизм. Но на самом деле, специалисты убеждены, что если раздражение или хандра сопровождают человека постоянно – налицо проблема. И имя этой проблемы – подростковая депрессия.

Особенности подростковой депрессии в том, что она обычно сопровождается значительно большей переменчивостью настроения, чем депрессия во взрослом возрасте. А если учесть, что переменчивость настроения свойственна подросткам в принципе, можно понять, что подростковая депрессия – явление далеко не редкое.   Кстати, девочки страдают подростковой депрессией вдвое чаще мальчиков. Это связано с тем, что у девочек менее устойчивый эмоциональный фон и эмоции в принципе достаточно сильно проявляются именно у представительниц прекрасного пола.

Признаки подростковой депрессии

Чтобы определить, депрессия у Вашего ребёнка или обычная хандра из-за мелкой неудачи, ответьте себе на несколько вопросов: - Часто ли Ваш ребёнок отказывается от общения со своими лучшими друзьями или походов по магазинам из-за отсутствия настроения? - Проводит ли Ваш ребёнок своё свободное время, сидя в своей комнате и слушая музыку или просто глядя в потолок, замыкаясь в себе? - Не снизились ли школьные оценки у ребёнка?

- Не участились ли ссоры подростка с родителями?

- Не прекратил ли подросток заниматься теми делами, которые раньше доставляли ему удовольствие (не нашёл этим занятиям замену, а просто бросил)?

- Не стал ли подросток рассеянным?

- Нет ли у него постоянной раздраженности без повода и причины?

- Не появилось ли у Вашего ребёнка постоянной тоски?

- Нет ли у ребёнка постоянной усталости и одновременно бессонницы?

- Не говорит ли подросток, что ему всё надоело или его всё раздражает?

- Не пропал ли аппетит у Вашего ребёнка?

- Не грезит ли подросток наяву?

- Нет ли у ребёнка повышенной тревожности, чувства вины или ощущения, что с ним что-то не так?

- Не реагирует ли ребёнок на критику слишком остро?

- Не жалуется ли подросток на боли в разных частях тела: головные боли, боли в груди, боли в животе, тошноту?

- Не начал ли Ваш сын или дочь употреблять алкоголь в повышенных количествах, курить или даже принимать наркотики?   

Если на большинство из этих вопросов Вы можете ответить «да, так и есть», значит, скорее всего, подростковая депрессия имеет место быть. Что же делать в этом случае? Как лечить подростковую депрессию?

 

Как лечить подростковую депрессию?

Подойти к вопросу о лечении подростковой депрессии можно с двух сторон. Во-первых, сами родители могут начать «реанимационные мероприятия» и постараться вытащить своего ребёнка из этого состояния. И, во-вторых, сам подросток может решить, что ему пора выходить из депрессии, и стараться «вытащить» себя своими силами. Правда, подростковые методы вывода себя из депрессии могут быть достаточно экстравагантными.   Мальчики обычно снимают симптомы депрессии более буйными методами, чем девочки. Мальчики могут начать воровать, драться, совершать разного рода противоправные деяния. Адреналин, который выбрасывается в кровь в процессе таких поступков, снимает физическую боль и эмоциональное напряжение.  

Девочки-подростки могут также начать проявлять агрессию, правда, менее общественно опасными способами. Но чаще девочки находят утешение в алкоголе, курении или даже беспорядочных половых связях для облегчения страданий во время депрессии.   В особенно запущенных случаях подростковая депрессия может спровоцировать начало употребления наркотиков или даже попытки самоубийства. Кстати, подростки искренне полагают, что таким образом они тоже помогают себе.

В связи с этим, родители должны выбрать правильные способы для того, чтобы вывести из депрессии своего ребёнка, прежде чем он совершит неправильные поступки. Методы лечения депрессии могут быть медицинские и не медицинские.

  Медицинские методы лечения подростковой депрессии основываются на беседе подростка с психотерапевтом. Подросток может посещать индивидуальные беседы или занятия в группах. Психотерапевт поможет подростку разобраться в себе, причинах подростковой депрессии и выйти из этого состояния. Если депрессия уже достаточно длительная – врач может назначить употребление антидепрессантов. Такие препараты направлены на то, чтобы улучшить эмоциональное состояния подростка и вернуть ему психологическое равновесие. Одним словом, медицинские методы лечения подростковой депрессии сочетают в себе как беседу с терапевтом, так и назначение индивидуального курса лечения.   Не медицинские методы лечения действуют тогда, когда депрессия ещё не затянулась, а степень её не такая высокая. Прежде всего, нужно помочь подростку изменить свой образ жизни: начать посещать те мероприятия, на которых он раньше не был, съездить отдохнуть, заняться спортом (кстати, научно доказано, что спорт при лечении депрессии может помогать не хуже лекарственных препаратов).   Если подросток подумывает о самоубийстве, необходимо, чтобы рядом с ним всегда присутствовал кто-то из близких. Ну и, конечно, параллельно нужно приводить веские доводы в пользу того, что самоубийство – это не выход, а если и выход – то только для слабых людей. Просто сейчас ему очень плохо, и он нуждается в помощи – но это не значит, что сам подросток тоже плохой. Каждому из нас порой нужна помощь.

 

Чтобы помочь подростку справиться с депрессией, необходимо абсолютно исключить жесткие, авторитарные методы воздействия на него. Доверительные отношения, теплота, любовь и внимание к проблемам подростка помогут Вам понять его и вывести из состояния депрессии. Старайтесь по максимуму принимать участие в его жизни и давать ему возможность принимать участие в жизни семьи – например, помогать по дому, участвовать в решение глобальных внутрисемейных вопросов и т. д.

Подростковая депрессия – явление достаточно распространенное. Но это не значит, что можно махнуть рукой на эмоциональное состояние подростка и ждать, когда всё пройдёт «само». Конечно, чаще всего, подростковая депрессия действительно проходит – но только в том случае, если к подростку относятся с теплотой и стремятся ему помочь. Ведь любому из нас порой нужна помощь!

По материалам сайта  https://www.detiam.com/родителям/

 

свернуть
Ещё в этом разделе