Урок-дискуссия в рамках «Литературной гостиной»

19.3.2015
на котором изучалась пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад» под эгидой, проводимой выставки-презентации в библиотеке «Антон Павлович на все времена», приуроченной к 155-летию со дня рождения великого русского писателя. Урок-беседу с учащимися филологического направления проводила учитель русского языка и литературы Метечко Татьяна Николаевна.

17 марта в библиотеке  ГУО «Лицей Ивацевичского района» состоялся урок-дискуссия в рамках  «Литературной гостиной», на котором изучалась пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад», под эгидой, проводимой выставки-презентации  в библиотеке  «Антон Павлович на все времена»,  приуроченной к 155-летию со дня рождения великого русского писателя. Урок-беседу с учащимися филологического направления проводила учитель русского языка и литературы Метечко Татьяна Николаевна.               

Также, в процессе беседы, библиотекарем  Лицея Ефременко Светланой Николаевной, была показана презентация «Интересные факты из жизни А.П.Чехова», с  рассказом о творчестве и личной жизни писателя.

Изучение пьесы «Вишневый сад»  в 10 классе состояла в том, что учащимся было предложено взглянуть на проблему с позиции разных критиков, разных оценок литературоведов на образы героев «Вишнёвого сада». По правилам ведения дискуссии учитель должен был  сохранять нейтралитет. Он не мог  поддерживать ни одну точку зрения, высказанную в процессе обсуждения. Учащиеся узнали предысторию создания пьесы.     

Сегодня, когда учитель имеет неограниченный доступ к сети Интернет, к этому уроку-дискуссии  можно представить статьи многих критиков. Такая форма работы поможет сформировать неоднозначное представление о главном герое пьесы Лопахине, в которой, как говорил Чехов, "нет ни хороших, ни плохих героев". Часть учеников представили  свои высказывания, которые видят в Лопахине обывателя, дельца с целью наживы. Другие участники дискуссии, абстрагируясь от оценок, представленных в учебниках и дополнительной литературе, выступали в защиту чеховского героя. Таким образом, сформировались  группы учащихся, придерживающихся разных взглядов: "скептики", которые видят в образе Лопахина лишь дельца-обывателя, и "оптимисты", которые превозносили  личность этого героя. У учащихся на уроках такого типа наблюдается развитие умений нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности, поступков, поведения людей, развитие умений видеть достоинства и недостатки в характере человека, их диалектическую взаимосвязь, развитие умений аргументировать свою точку зрения, уважать мнение своих оппонентов.

 Библиотекарь
ГУО «Лицей Ивацевичского района»
С.Н. Ефременко