Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Ивацевичского райисполкома
Государственное учреждение образования
Лицей Ивацевичского района
Цель проекта:
создание модели здоровьесберегающей среды, в основе которой лежит комплексный подход к пониманию содержания здорового образа жизни
Задачи:
формировать культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса;
создать систему содержательного, информационного, материально-технического обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения, педагогов, законных представителей, обучающихся к здоровому образу жизни;
создать условия жизнедеятельности лицея, адекватных образовательному процессу и наиболее благоприятных для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья учащихся;
применять технологии, сберегающие здоровье, в образовательном процессе;
просвещать родителей в вопросах понимания значения здорового образа жизни;
координировать деятельности всех специалистов и служб лицея, наиболее тесно занимающихся здоровьем учащихся;
создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;
Прогнозируемый результат:
увеличение степени сформированности у учащихся установок на здоровый образ жизни;
благоприятная динамика показателей состояния здоровья по результатам анкетирования (уменьшение количества детей, имеющих неблагоприятную динамику показателей состояния здоровья);
положительная динамика показателя информированности школьников в отношении факторов риска при несоблюдении здорового образа жизни;
отсутствие отрицательной динамики снижения остроты зрения, наличия нарушений осанки и плоскостопия у учащихся;
100% охват учащихся, обеспеченных горячим питанием;
увеличение количества учащихся, обеспеченных учебной мебелью, размеры которой соответствуют их росту.
Целевой группой, для которой разработан данный проект, являются все учащиеся Государственного учреждения образования «Лицей Ивацевичского района», так как формирование ответственного поведения, заинтересованность в собственном здоровье, мотивация к ведению здорового образа жизни актуальны для всех. Проектом предусмотрены общие мероприятия для всех обучающихся, а также «групп риска», т.е. обучающихся, уже имеющих нарушения состояния здоровья.
№ п/п |
Содержание мероприятия |
Срок исполнения |
Исполнители |
1. Общие организационные мероприятия |
|||
1.1. |
Издание приказа о реализации проекта в 2024/2025 учебном году |
сентябрь 2024 |
Стаскевич Г.А., директор лицея |
1.2. |
Разработка детального плана мероприятий по реализации проекта на 2024/2025 учебный год |
сентябрь 2024 |
Герман Т.М., заместитель директора по УМР |
1.3. |
Размещение на сайте учреждения образования информации о проекте и мероприятиях в его рамках |
сентябрь 2024 и далее постоянно |
Милевская Т.А., администратор сайта |
1.4. |
Ознакомление всех педагогических работников учреждения, обуча-ющихся, законных представителей несовершеннолетних с проектом посредством проведения роди-тельских собраний, классных часов, педагогических советов |
сентябрь 2024 и далее постоянно |
Руководство лицея, классные руководители |
1.5. |
Контроль за соблюдением требований безопасности, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и требований в учреждении образования |
постоянно |
Руководство лицея |
2. Организация и осуществление образовательного процесса, направленного на сохранение психического и физического здоровья всех участников образовательного процесса, режим работы учреждения |
|||
2.1. |
Организация образовательного про-цесса в соответствии с санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», Специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования (расписание уроков, перемен, факультативных занятий, занятий объединений по интересам, нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий и др.) |
сентябрь 2024 |
Заместитель директора по УР Домась Л.И., заместитель директора по УМР Герман Т.М., заместитель директора по ВР Басалай М.М. |
2.2. |
Организация факультативных занятий, работы секций, объединений по интересам внеклассной деятельности, мероприятий шестого школьного дня |
сентябрь 2024 |
Заместитель директора по УМР Герман Т.М., заместитель директора по ВР Басалай М.М. |
2.3. |
Создание комфортных условий для пребывания учащихся в лицее: обеспечение питьевого, теплового, светового режимов, оформление и оборудование учебных кабинетов |
постоянно |
Руководство лицея, учителя-предметники, классные руководители |
2.4. |
Профилактическая работа педагогов, направленная на формирование здорового образа жизни через учебные предметы |
согласно учебным программам в течение года |
Педагоги лицея |
2.5. |
Внедрение здоровьесберегающих технологий, создающих комфортные условия для образования и воспитания обучающихся |
постоянно |
Педагоги лицея |
2.6. |
Мониторинг и анализ здоровье-сберегающей деятельности учреждения образования при организации образовательного процесса |
постоянно |
Руководство лицея |
2.7. |
Мониторинг состояния здоровья учащихся учреждения образования |
постоянно |
Медицинский работник |
3. Мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающих условий в учреждении, организации гигиенического обучения и воспитания, питания обучающихся |
|||
3.1. Материально-техническое и кадровое обеспечение учреждения с целью решения здоровьесберегающих задач |
|||
3.1.1 |
Укрепление материально-технической базы лицея к новому учебному году (ремонт помещений, закупка мебели, спортинвентаря и т.д.) |
до 10 августа 2024 |
Руководство лицея |
3.1.2 |
Разработка плана озеленения территории учреждения образования |
февраль 2025 |
Пищева В.В., учитель биологии |
3.2. Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся |
|||
3.2.1 |
Соблюдение гигиенических норм и требований к организации образовательного процесса, проведение физкультминуток на уроках |
постоянно |
Педагогический коллектив лицея |
3.2.2. |
Организация и проведение обучающих семинаров по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, неинфекционных заболеваний для учащихся, родителей, педагогов |
в течение года |
Заместитель директора по ВР Басалай М.М., Педагог-психолог Борисик Т.О., руководитель МО классных руководителей Милевская Т.А. |
3.2.3 |
Проведение единых «Дней здоровья» |
каждая вторая суббота месяца |
Учителя физической культуры и здоровья |
3.2.4. |
Проведение внутрилицейской круглогодичной спартакиады |
в течение года |
Учителя физической культуры и здоровья |
3.2.5. |
Проведение мероприятий согласно календарю спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий |
в течение года |
Учителя физической культуры и здоровья |
3.2.6. |
Проведение спортивных праздников, конкурсов, олимпиад, туристических слетов, направленных на формирование здорового образа жизни |
в течение года |
Учителя физической культуры и здоровья |
3.2.5. |
Проведение просветительской работы, направленной на предотвращение заноса, возникно-вения и распространения гриппа и инфекции COVID-19 |
в течение года |
Классные руководители, медицинский работник |
3.2.7. |
Анализ занятости учащихся физкультурой и спортом, занятость в объединениях по интересам спортивной направленности |
в течение года |
Классные руководители |
3.2.8. |
Оформление стендов «Спортивная жизнь лицея», «Беларусь олимпийская» |
в течение года |
Учителя физической культуры и здоровья |
3.2.9. |
Участие в районных, городских, областных спортивных соревнованиях |
в течение года |
Учителя физической культуры и здоровья |
3.2.10. |
Проведение тематических недель, акций, классных и информационных часов, внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни |
в течение года |
Классные руководители, заместитель директора по ВР Басалай М.М., педагог-психолог |
3.2.11. |
Осенний легкоатлетический кросс |
сентябрь |
Учителя физической культуры и здоровья |
3.2.12. |
Мероприятия в рамках: -Всемирного дня предотвращения самоубийств (10 сентября); - Международного дня отказа от курения (19 ноября); -Международного дня борьбы со СПИДом (1 декабря); - Всемирного дня борьбы с наркоманией и наркобизнесом (1 марта); -Всемирного Дня здоровья (7 апреля); -Дня профилактики болезней сердца (18 апреля); -Всемирного дня без табака (31 мая) |
сентябрь
ноябрь
декабрь
март
апрель
апрель
май |
Классные руководители, педагог-организатор, педагог-психолог |
3.2.13. |
Организация тематических книжных выставок, презентация специальной литературы по вопросам здорового образа жизни |
постоянно |
Библиотекарь Ефременко С.Н. |
3.3. Работа педагога социального, педагога-психолога |
|||
3.3.1. |
Тестирование учащихся по выявлению склонностей к вредным привычкам |
в течение года |
Педагог-психолог Борисик Т.О. |
3.3.2. |
Проведение акций, занятий с элементами тренинга, деловых игр, интерактивных занятий по вопросам здорового образа жизни |
в течение года |
Педагог-психолог Борисик Т.О. |
3.3.3. |
Мероприятия в рамках реализации областного профилактического проекта «Мой выбор – жить с позитивом!» |
в течение года |
Педагог-психолог Борисик Т.О. |
3.3.4. |
Диагностическая деятельность по различным направлениям охраны психического и физического здоровья учащихся |
в течение года |
Педагог-психолог Борисик Т.О. |
3.3.5. |
Адаптация учащихся X классов к обучению на III ступени общего среднего образования |
октябрь |
Педагог-психолог Борисик Т.О. |
3.3.6. |
Работа по формированию социально-психологического климата в классных коллективах, в педагогическом коллективе, среди родительской общественности |
постоянно |
Педагог-психолог Борисик Т.О. |
3.3.7. |
Разработка и распространение памяток, листовок по вопросам ЗОЖ |
в течение года |
Педагог-психолог Борисик Т.О. |
3.3.8. |
Беседы, круглые столы по профилактике вредных привычек, по профилактике употребления наркотических и других психоактивных веществ, просмотр видеороликов соответствующей тематики |
в течение года |
Педагог-психолог Борисик Т.О. |
3.4. Организация здорового и рационального питания обучающихся |
|||
3.4.1. |
Организация горячего питания, составление графика питания в лицейской столовой |
постоянно |
Классные руководители, заместитель директора по ВР Басалай М.М. |
3.4.2. |
Организация горячего питания |
постоянно |
|
3.4.3. |
Контроль за составом и качеством меню, приготовленной пищи |
ежедневно |
Бракеражная комиссия |
3.4.4. |
Выполнение натуральных норм питания |
постоянно |
Повар |
3.4.5. |
Контроль за выполнением гигиенических требований к содержанию помещений, оборудования, инвентаря, посуды; соблюдением персоналом правил производственной санитарии, а также сроков годности и условий хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья |
ежемесячно |
Совет по питанию |
3.4.6. |
Ежедневный контроль и ведение журнала «Здоровье» |
ежедневно |
Повар |
3.5. Работа с законными представителями обучающихся по укреплению здоровья детей и взрослых |
|||
3.5.1. |
Ознакомление родителей с результатами медицинского осмотра, состоянием здоровья их детей, с требованиями программ по физической культуре, содержанием оздоровительной работы с детьми в семье на общелицейском родительском собрании |
сентябрь |
Руководство лицея |
3.5.2. |
Организация лекториев для родителей по пропаганде здорового образа жизни: |
в течение года |
Педагог психолог Борисик Т.О., классные руководители |
3.5.3. |
Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого обучающегося, значимости совместной двигательной деятельности и др. |
в течение года |
Классные руководители |
3.5.4. |
Информирование родителей о принципах здорового питания путем консультаций, лекций, размещения данной информации на официальном сайте лицея |
в течение года |
Классные руководители, заместитель директора по ВР Басалай М.М. |
3.5.5. |
Проведение классных родительских собраний с рассмотрением вопросов на тему ЗОЖ |
в течение года |
Классные руководители |
3.5.6. |
Издание информационных бюллетеней для родителей о правилах здорового питания |
|
Заместитель директора по УМР Герман Т.М. |
3.5.7. |
Проведение тематических обще-лицейских родительских собраний с приглашением специалистов |
в течение года |
Руководство лицея |
4. Оценка эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий |
|||
4.1. |
Мониторинг состояния здоровья обучающихся по состоянию на начало и на конец учебного года: составление итогового отчета по заболеваниям, группам здоровья; выделение «группы риска» (дети с избыточной массой тела, с нарушениями остроты зрения, осанки, плоскостопием) |
ежегодно: сентябрь, май |
Медсестра |
4.2. |
Создание фотоотчета лицея в сфере охраны и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни |
в течение года |
Педагоги, ответственные за проведение мероприятий |
4.3. |
Рассматривание на совещании при директоре результатов контрольных мероприятий проекта «Школа – территория здоровья» |
май 2025 |
Заместители директора по УР, УМР, ВР |
4.4. |
Проведение оценки эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий |
ежегодно в июне |
Руководство лицея |
Ежедневно на улицах городов мы видим людей, выдыхающих большое количество пара, использующих для этого специальные устройства.
Вейпинг (от английского - vaping - парение) - процесс курения электронной сигареты, испарителей и других подобных устройств.
Вейпы - электронные сигареты, мини-кальяны.
Вейперы - новый вид курильщиков, которые курят не обычные сигареты, а сигареты с электронной начинкой, пропагандируя курение электронных устройств как безопасную альтернативу обычным сигаретам.
Вейпинг - новое течение среди молодежи, курильщики объединяются в группы, покупают различные устройства для парения, которые совершенствуются с каждым днем приобретая, новый дизайн и новые ароматические свойства (со вкусом вишни, мяты, яблока, лимона, кофе и др.). Устройства выглядят как маленькие коробочки с насадкой или длинные украшенные металлические цилиндры, а могут вовсе иметь эксклюзивный дизайн.
Вейперов делят на 2 группы:
Цели курильщиков электронных сигарет:
Курильщики считают курение электронных устройств абсолютно безопасной имитацией курения, но все чаще в различных источниках публикуются материалы, в которых говорится о том, что вред от курения электронных сигарет сравним с вредом от курения обычных.
Как устроен вейп?
Вейп можно сравнить с ингалятором, в котором при закипании жидкости образуется пар, который вдыхает курильщик.
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ЖИДКОСТЬ ДЛЯ ПАРЕНИЯ?
НИКОТИН – психоактивное вещество (наркотик) - никотиновая зависимость, сужение сосудов, нервные заболевания, болезни сердца, органов зрения, половых органов, язва желудка, гипертония, инсульт, провоцирует выработку адреналина, повышая нагрузку на сердце;
ГЛИЦЕРИН - (всегда) при нагревании даёт альдегиды и кетоны – рак лёгких, пищевода, гортани. Глицерин (используется для обильного парообразования). Сушит слизистую носоглотки и гортани, негативно влияет на кровообращение и состояние сосудов;
ПРОПИЛЕНГЛИКОЛЬ (растворитель), (Е1520) (всегда) – кожная сыпь, аллергические реакции, раздражение глаз и дыхательных путей;
НИТРОЗАМИН - один из самых агрессивных канцерогенов, содержание которого в заправках для вейпов до 10 раз больше, чем в обычных сигаретах;
ДИЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ - мощный канцероген, содержание которого в заправках для вейпов до 10 раз больше, чем в обычных сигаретах
ФОРМАЛЬДЕГИД - ядовитое и высокотоксичное соединение, острое отравление которым может повлечь летальный исход;
АЦЕТАЛЬДЕГИД - канцероген, который не только отравляет организм, но и вызывает привыкание;
АРОМАТИЧЕСКИЕ ДОБАВКИ (всегда) психологическая зависимость – ускоряют доставку никотина в кровь, усиливают его поражающее действие;
ТЯЖЕЛЫЕ МЕТАЛЛЫ (олово, медь, хром, никель) – имеют свойство накапливаться в организме, интоксикация (отравление)
И некоторые из эти веществ на упаковке прописать не посчитали нужным, сами понимаете, почему…
НО отсутствие канцерогенных смол не может сделать устройство для парения абсолютно безопасным.
Что мы имеем на самом деле?
При этом научные сотрудники Университета Северной Каролины в США в результате проведённых ими исследований пришли к выводу, что электронные сигареты повышают риск инфекций, так как они повреждают сотни генов, важных для иммунной системы. Они выяснили, что при курении «безвредных» электронных сигарет страдают 358 генов, ответственных за иммунные клетки в верхних дыхательных путях (горло, нос, гайморовы пазухи). Следует отметить, что обычные сигареты снижают экспрессию 53 генов.
Вейперы противопоставляют себя курильщикам табака и называют электронные сигареты «эффективным способом отказаться от вредного никотина». Вообще слово «курение» вейперы стараются не употреблять, вместо него есть другое слово – «парение». То есть вроде как ты уже и не куришь, хотя никотин по-прежнему поступает в легкие.
Электронные девайсы, инструменты для их обслуживания, запчасти и сами жидкости обходятся куда дороже, чем обычные сигареты.
Самые доступные жидкости для вейпов по-прежнему приходят в Беларусь из Китая.
Что именно в них намешано — проверить трудно. Нередко товар оказывается просроченным или некачественным. Поэтому многие вейперы предпочитают будить в себе юного химика и замешивать жидкости самостоятельно.
Кому ни в коем случае нельзя курить электронные сигарет любых видов?
Курение вредит здоровью, последствия курения проявляются позже.