Школа – территория здоровья

Режим дня и его влияние на организм

04.01.2024

Осторожно, вейпинг!

15.11.2023
(Памятка для учащихся и родителей)  
развернуть

Ежедневно на улицах городов мы видим людей, выдыхающих большое количество пара, использующих для этого специальные устройства.

Вейпинг (от английского - vaping - парение) - процесс курения электронной сигареты, испарителей и других подобных устройств.

Вейпы - электронные сигареты, мини-кальяны.

Вейперы - новый вид курильщиков, которые курят не обычные сигареты, а сигареты с электронной начинкой, пропагандируя курение электронных устройств как безопасную альтернативу обычным сигаретам.

Вейпинг - новое течение среди молодежи, курильщики объединяются в группы, покупают различные устройства для парения, которые совершенствуются с каждым днем приобретая, новый дизайн и новые ароматические свойства (со вкусом вишни, мяты, яблока, лимона, кофе и др.). Устройства выглядят как маленькие коробочки с насадкой или длинные украшенные металлические цилиндры, а могут вовсе иметь эксклюзивный дизайн.

Вейперов делят на 2 группы:

  • Бывшие курильщики обычных сигарет
  • Новые «электронные» курильщики

Цели курильщиков электронных сигарет:

  • Бросить курить обычные сигареты
  • Избавиться от запаха табака;
  • «Здоровое» расслабление;
  • Психологическая привычка;
  • Ради интересной беседы;
  • Ради     зрелища      (вейперы     выпускают большие клубы дыма, некоторые способны сделать из этого шоу).

Курильщики считают курение электронных устройств абсолютно безопасной имитацией курения, но все чаще в различных источниках публикуются материалы, в которых говорится о том, что вред от курения электронных сигарет сравним с вредом от курения обычных.

Как устроен вейп?

Вейп можно сравнить с ингалятором, в котором при закипании жидкости образуется пар, который вдыхает курильщик.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ЖИДКОСТЬ ДЛЯ ПАРЕНИЯ?

НИКОТИН – психоактивное вещество (наркотик) - никотиновая зависимость, сужение сосудов, нервные заболевания, болезни сердца, органов зрения, половых органов, язва желудка, гипертония, инсульт, провоцирует выработку адреналина, повышая нагрузку на сердце;

ГЛИЦЕРИН -  (всегда) при нагревании даёт альдегиды и кетоны – рак лёгких, пищевода, гортани. Глицерин (используется для обильного парообразования). Сушит слизистую носоглотки и гортани, негативно влияет на кровообращение и состояние сосудов;

ПРОПИЛЕНГЛИКОЛЬ (растворитель), (Е1520) (всегда) – кожная сыпь, аллергические реакции, раздражение глаз и дыхательных путей;

НИТРОЗАМИНодин из самых агрессивных канцерогенов, содержание которого в заправках для вейпов до 10 раз больше, чем в обычных сигаретах;

ДИЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ - мощный канцероген, содержание которого в заправках для вейпов до 10 раз больше, чем в обычных сигаретах

ФОРМАЛЬДЕГИД - ядовитое и высокотоксичное соединение, острое отравление которым может повлечь летальный исход;

АЦЕТАЛЬДЕГИД - канцероген, который не только отравляет организм, но и вызывает привыкание;

АРОМАТИЧЕСКИЕ ДОБАВКИ (всегда) психологическая зависимость – ускоряют доставку никотина в кровь, усиливают его поражающее действие;

ТЯЖЕЛЫЕ МЕТАЛЛЫ (олово, медь, хром, никель) – имеют свойство накапливаться в организме, интоксикация (отравление)

И некоторые из эти веществ на упаковке прописать не посчитали нужным, сами понимаете, почему…

  • Вейперы считают, что:
  • курение электронных сигарет не несёт вред здоровью
  • курение электронных сигарет не опасно, т.к. при курении не выделяются смолы.

НО отсутствие канцерогенных смол не может сделать устройство для парения абсолютно безопасным.

Что мы имеем на самом деле?

  • Специалисты из Национальной лаборатории имени Лоренса в Беркли определили, какие токсичные вещества образуются при курении электронных сигарет.
  • В некоторых случаях жидкость для электронных сигарет готовят вручную, такая жидкость стоит в разы дешевле и доступна каждому. На таком товаре нет информации о составе.
  • В выделяющемся паре при курении электронных сигарет содержится 31 опасное вещество
  • При нагревании аккумулятора устройства для парения концентрация выделяемых канцерогенных веществ значительно увеличивается.

     При этом научные сотрудники Университета Северной Каролины в США в результате проведённых ими исследований пришли к выводу, что электронные сигареты повышают риск инфекций, так как они повреждают сотни генов, важных для иммунной системы. Они выяснили, что при курении «безвредных» электронных сигарет страдают 358 генов, ответственных за иммунные клетки в верхних дыхательных путях (горло, нос, гайморовы пазухи). Следует отметить, что обычные сигареты снижают экспрессию 53 генов.  

     Вейперы противопоставляют себя курильщикам табака и называют электронные сигареты «эффективным способом отказаться от вредного никотина». Вообще слово «курение» вейперы стараются не употреблять, вместо него есть другое слово – «парение». То есть вроде как ты уже и не куришь, хотя никотин по-прежнему поступает в легкие.

  • Врачи, специализирующиеся на избавлении от зависимостей, вообще не рассматривают вейпы как один из возможных способов лечения.
  • Электронные сигареты не являются медицинской продукцией и не могут рассматриваться как способ лечения от табачной зависимости.
  • По мнению врачей, производители электронных сигарет ловко играют на чувстве вины курильщика

       Электронные девайсы, инструменты для их  обслуживания, запчасти и сами жидкости обходятся куда дороже, чем обычные  сигареты.

       Самые доступные жидкости для вейпов по-прежнему приходят в Беларусь из Китая.

Что именно в них намешано — проверить трудно. Нередко товар оказывается просроченным или некачественным. Поэтому многие вейперы предпочитают будить в себе юного химика и замешивать жидкости самостоятельно.

  • При производстве жидкости для вейпов смешивают в основном все четыре компонента – пропиленгликоль, глицерин, никотин и ароматизатор. Главное при этом – не напутать с пропорциями. Но теоретически вместо заправки можно использовать практически всё что угодно — от эвкалипта до психотропных веществ.
  • Жидкости с психотропными веществами для простейших электронных сигарет продают уже давно. В онлайн-магазинах приобретают и электронныые вапорайзеры с картриджами на основе легких наркотиков.
  • На анонимных онлайн-магазинах можно заказать и «эджойнты» — электрокосяки, в которые забивается картридж с гашишем, препаратами, используемыми для лечения биполярного расстройства, с добавлением различных полусинтетических психоактивных соединений амфетаминового ряда.
  • Вейперы подвергают себя риску развития смертельной «попкорновой болезни». Такой вывод сделали ученые, обнаружив токсичный химикат диацетил в 75 % ароматизаторов для курения. Диацетил используется во многих ароматизаторах (фруктовый ароматизатор, запах кондитерских изделий, конфет) Диацетил, химическое вещество, используемое в качестве аромата масла в продуктах питания, стало причиной развития облитерирующего бронхиолита. Это заболевание было обнаружено у сотрудников компании-производителя попкорна. Данное вещество употреблять в пищу можно, но при вдыхании на протяжении долгого времени оно становится опасным. Диацетил вызывает воспаления, образование рубцов, сужение бронхиол (крошечных дыхательных путей в легких)
  • Пропиленгликоль имеет свойство накапливаться в организме, вызывая аллергические реакции, раздражение и способствует появлению гнойников, вызывает нарушение работы печени и почек.
  • Термическое разложение пропиленгликоля и глицерина, содержащихся в составе жидкости для заправки устройства, приводит к образованию акролеина и формальдегида, которые обладают токсичными свойствами. Акролеин раздражает слизистые оболочки глаз и дыхательных путей, вызывает слезотечение, а также проявляет мутагенные свойства. Формальдегид, помимо перечисленных свойств, оказывает воздействие на центральную нервную систему.
  • Ароматизаторы,      содержащиеся      в        жидкости    для    курения, вызывают аллергические заболевания верхних дыхательных путей вплоть до развития бронхиальной астмы
  • Никотин, содержащийся в жидкостях вызывает зависимость, а также приводит к развитию раковых заболеваний.
  • Вдыхаемый дым вызывает сухость во рту.
  • Бесконтрольное вдыхание пара, содержащего никотин, может привести к передозировке никотина с соответствующими симптомами: головокружением, тошнотой, головной болью, повышенным слюноотделением, болью в животе, диареей, общей слабостью.
  • Ученые Кореи провели исследование жидкости для электронных сигарет и выявили как минимум 10 токсинов и несоответствие между заявленным содержанием никотина и фактическим.
  • Известно о некоторых случаях, взорвавшихся около лица электронных сигаретах в связи с перегревом аккумулятора.
  • Общее использование одного вейпа может привести к передачи инфекционных заболеваний таких как гепатит и туберкулез.
  • Используя устройство для парения в общественных местах, среди детей и молодежи вероятен большой риск подать заразительный пример, и, возможно те, кто не курил вообще, начнут курить именно с этого испаряющего устройства.
  • Курение вейпов вызывает психологическую зависимость.

 

Кому ни в коем случае нельзя курить электронные сигарет любых видов?

  • Беременным женщинам
  • Аллергикам
  • Лицам в возрасте до 18 лет
  • Некурящим

Курение вредит здоровью, последствия курения проявляются позже.

 

 

 

свернуть

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ НЕКУРЕНИЯ. ПРОФИЛАКТИКА ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

14.11.2023

Эффективные способы укрепления иммунитета

11.11.2023

Что делать при заражении гриппом, COVID-19 и другими вирусными инфекциями

ПЛАН мероприятий ГУО «Лицей Ивацевичского района» по реализации проекта «Школа – территория здоровья» на 2023/2024 учебный год

          

ПЛАН

мероприятий ГУО «Лицей Ивацевичского района»

по реализации проекта «Школа – территория здоровья»

на 2023/2024 учебный год

 

Цель проекта:

создание модели  здоровьесберегающей среды, в основе которой лежит  комплексный подход к пониманию содержания здорового образа жизни

Задачи:

формировать культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса;

создать систему содержательного, информационного, материально-технического обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения, педагогов, законных представителей, обучающихся к здоровому образу жизни;

создать условия жизнедеятельности лицея, адекватных образовательному процессу и наиболее благоприятных для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья учащихся;

применять технологии, сберегающие здоровье, в образовательном процессе;

просвещать родителей в вопросах понимания значения здорового образа жизни;

координировать деятельности всех специалистов и служб лицея, наиболее тесно занимающихся здоровьем учащихся;

создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;

 

Целевой группой, для которой разработан данный проект, являются все учащиеся Государственного учреждения образования «Лицей Ивацевичского района», так как формирование ответственного поведения, заинтересованность в собственном здоровье, мотивация к ведению здорового образа жизни актуальны для всех. Проектом предусмотрены общие мероприятия для всех обучающихся, а также «групп риска», т.е. обучающихся, уже имеющих нарушения состояния здоровья.

 

 

 

 

№ п/п

Содержание мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

1. Общие организационные мероприятия

1.1.

Издание приказа о реализации проекта в 2023/2024 учебном году

сентябрь 2023

Стаскевич Г.А., директор лицея

1.2.

Разработка детального плана мероприятий по реализации проекта на 2023/2024 учебный год

сентябрь 2023

Герман Т.М.,

заместитель директора по УМР 

1.3.

Размещение на сайте учреждения образования информации о проекте и мероприятиях в его рамках

сентябрь 2023 и далее постоянно

Милевская Т.А., администратор сайта

1.4.

Ознакомление всех педагогических работников учреждения, учащихся, законных представителей несовершеннолетних с проектом посредством проведения роди-тельских собраний, классных часов, педагогических советов

сентябрь 2023 и далее постоянно

Руководство лицея

1.5.

Контроль за соблюдением требований безопасности, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и требований в учреждении образования

постоянно

Руководство лицея

2. Организация и осуществление образовательного процесса, направленного на сохранение психического и физического здоровья всех участников образовательного процесса, режим работы учреждения

2.1.

Организация образовательного про-цесса в соответствии с санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», Специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования (расписание уроков, перемен, факультативных занятий, занятий объединений по интересам, нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий и др.)

сентябрь

2023

Заместитель директора по УР

Домась Л.И.,

заместитель директора по УМР

Герман Т.М.,

заместитель директора по ВР

Басалай М.М.

2.2.

Организация факультативных занятий, внеклассной деятельности, мероприятий шестого школьного дня

сентябрь 2023

Заместитель директора по УМР

Герман Т.М.,

заместитель директора по ВР

Басалай М.М.

2.3.

Создание комфортных условий для пребывания учащихся в лицее: обеспечение питьевого, теплового, светового режимов, оформление и оборудование учебных кабинетов

постоянно

Руководство лицея, учителя-предметники, классные руководители

2.4.

Профилактическая работа педагогов, направленная на формирование здорового образа жизни через учебные предметы

согласно учебным программам в течение года

Педагоги лицея

2.5.

Внедрение здоровьесберегающих технологий, создающих комфортные условия для образования и воспитания учащихся

постоянно

Педагоги лицея

2.6.

Мониторинг и анализ здоровье-сберегающей деятельности учреждения образования при организации образовательного процесса

постоянно

Руководство лицея

2.7.

Мониторинг состояния здоровья учащихся учреждения образования

постоянно

Медицинский работник

3. Мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающих условий в учреждении, организации гигиенического обучения и воспитания, питания учащихся

3.1. Материально-техническое и кадровое обеспечение учреждения с целью решения здоровьесберегающих задач

3.1.1

Укрепление материально-технической базы лицея к новому учебному году (ремонт помещений, закупка мебели, спортинвентаря и т.д.)

до 10 августа 2023

Руководство лицея

3.1.2

Разработка плана озеленения территории учреждения образования

февраль 2024

Пищева В.В., учитель биологии

3.2. Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся

3.2.1

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации образовательного процесса, проведение физкультминуток на уроках

постоянно

Педагогический коллектив лицея

3.2.2.

Организация и проведение обучающих семинаров по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, неинфекционных заболеваний для учащихся, родителей, педагогов

в течение года

Заместитель директора по ВР

Басалай М.М.,

Педагог-психолог Борисик Т.О., руководитель методического объединения классных руководителей Милевская Т.А.  

3.2.3

Проведение единых «Дней здоровья»

каждая вторая суббота месяца

Учителя физической культуры и здоровья

3.2.4.

Проведение внутрилицейской круглогодичной спартакиады

в течение года

Учителя физической культуры и здоровья

3.2.5.

Проведение мероприятий согласно календарю спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий

в течение года

Учителя физической культуры и здоровья

3.2.6.

Проведение спортивных праздников, конкурсов, олимпиад, туристических слетов, направленных на формирование здорового образа жизни

в течение года

Учителя физической культуры и здоровья

3.2.5.

Проведение просветительской работы, направленной на предотвращение заноса, возникно-вения и распространения гриппа и инфекции COVID-19

в течение года

Классные руководители, заместитель директора по УМР

Герман Т.М., медицинский работник

3.2.7.

Анализ занятости учащихся физкультурой и спортом, занятость в объединениях по интересам спортивной направленности

в течение года

Классные руководители

3.2.8.

Оформление стендов «Спортивная жизнь лицея», «Беларусь олимпийская»

в течение года

Учителя физической культуры и здоровья

3.2.9.

Участие в районных, городских, областных спортивных соревнованиях

в течение года

Учителя физической культуры и здоровья

3.2.10.

Проведение тематических недель, акций, классных и информационных часов, внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни

в течение года

Классные руководители,

заместитель директора по ВР

Басалай М.М., педагог-психолог

3.2.11.

Осенний легкоатлетический кросс

сентябрь

Учителя физической культуры и здоровья

3.2.12.

Мероприятия в рамках:

-Всемирного дня предотвращения самоубийств (10 сентября);

- Международного дня отказа от курения (19 ноября);

-Международного дня борьбы со СПИДом (1 декабря);

- Всемирного дня борьбы с наркоманией и наркобизнесом (1 марта);

-Всемирного Дня здоровья (7 апреля);

-Дня профилактики болезней сердца (18 апреля);

-Всемирного дня без табака (31 мая)

 

сентябрь

 

ноябрь

 

декабрь

 

март

 

 

апрель

 

апрель

 

май

Классные руководители, педагог-организатор Дылько Е.Н., педагог-психолог Борисик Т.О.

3.2.13.

Организация тематических книжных выставок, презентация специальной литературы по вопросам здорового образа жизни

постоянно

Библиотекарь Ефременко С.Н.

3.3. Работа педагога социального, педагога-психолога

3.3.1.

Тестирование учащихся по выявлению склонностей к вредным привычкам

в течение года

 Педагог-психолог

 Борисик Т.О.

3.3.2.

Проведение акций, занятий с элементами тренинга, деловых игр, интерактивных занятий по вопросам здорового образа жизни

в течение года

Педагог-психолог

Борисик Т.О.

3.3.3.

Мероприятия в рамках реализации областного профилактического проекта «Мой выбор – жить с позитивом!»

в течение года

Педагог-психолог

Борисик Т.О.

3.3.4.

Диагностическая деятельность по различным направлениям охраны психического и физического здоровья учащихся

в течение года

Педагог-психолог

Борисик Т.О.

3.3.5.

Адаптация учащихся X классов к обучению на III ступени общего среднего образования

октябрь

Педагог-психолог

Борисик Т.О.

3.3.6.

Работа по формированию социально-психологического климата в классных коллективах, в педагогическом коллективе, среди родительской общественности

постоянно

Педагог-психолог

Борисик Т.О.

3.3.7.

Разработка и распространение памяток, листовок по вопросам ЗОЖ

в течение года

Педагог-психолог

Борисик Т.О.

3.3.8.

Беседы, круглые столы по профилактике вредных привычек, по профилактике употребления наркотических и других психоактивных веществ, просмотр видеороликов соответствующей тематики

в течение года

Педагог-психолог Борисик Т.О.

3.4. Организация здорового и рационального питания обучающихся

3.4.1.

Организация горячего питания, составление графика питания в лицейской столовой

постоянно

Классные руководители, заместитель директора по ВР Басалай М.М.

3.4.2.

100% охват учащихся горячим питанием

постоянно

 

3.4.3.

Контроль за составом и качеством меню, приготовленной пищи

ежедневно

Бракеражная комиссия

3.4.4.

Выполнение натуральных норм питания

постоянно

Повар

3.4.5.

Контроль за выполнением гигиенических требований к содержанию помещений, оборудования, инвентаря, посуды; соблюдением персоналом правил производственной санитарии, а также сроков годности и условий хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья

ежемесячно

Совет по питанию

3.4.6.

Ежедневный контроль и ведение журнала «Здоровье»

ежедневно

Повар

3.5. Работа с законными представителями обучающихся по укреплению здоровья детей и взрослых

3.5.1.

Ознакомление родителей с результатами медицинского осмотра, состоянием здоровья их детей, с требованиями программ по физической культуре, содержанием оздоровительной работы с детьми в семье на общелицейском родительском собрании

сентябрь

Руководство лицея

3.5.2.

Организация лекториев для родителей по пропаганде здорового образа жизни.

в течение года

Педагог психолог Борисик Т.О., классные руководители

3.5.3.

Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого обучающегося, значимости совместной двигательной деятельности   и др.

в течение года

Классные руководители

3.5.4.

Информирование родителей о принципах здорового питания путем консультаций, лекций, размещения данной информации на официальном сайте лицея

в течение года

Классные руководители, заместитель директора по УМР

Герман Т.М.

3.5.5.

Проведение классных родительских собраний с рассмотрением вопросов на тему ЗОЖ

в течение года

Классные руководители

3.5.6.

Издание информационных бюллетеней для родителей о правилах здорового питания

 

Заместитель директора по УМР

Герман Т.М.

3.5.7.

Проведение тематических обще-лицейских родительских собраний с приглашением специалистов

в течение года

Руководство лицея

4. Оценка эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий

4.1.

Мониторинг состояния здоровья учащихся по состоянию на начало и на конец учебного года: составление итогового отчета по заболеваниям, группам здоровья; выделение «группы риска» (дети с избыточной массой тела, с нарушениями остроты зрения, осанки, плоскостопием)

ежегодно:

сентябрь, май

Медсестра

4.2.

Создание фотоотчета лицея в сфере охраны и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни

в течение года

Педагоги, ответственные за проведение мероприятий

4.3.

Рассматривание на совещании при директоре результатов контрольных мероприятий проекта «Школа – территория здоровья»

май 2024

Заместители директора по УР, УМР, ВР

4.4.

Проведение оценки эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий

ежегодно в июне

Руководство лицея

 

свернуть

Психоэмоциональное здоровье учащихся

06.04.2023

 Гимнастика для подростков. Легкая и полезная тренировка

06.04.2023

Профилактика заболеваний органов дыхания

11.02.2023

12 правил активного долголетия

12.01.2023

Как повысить работоспособность?

04.01.2023

Вакцинация. Что нужно знать.

13.12.2022

Уличный травматизм. Меры предосторожности

05.12.2022

Берегитесь кишечных инфекций

15.11.2022

Здоровый сон - это важно!

12.11.2022

О правильном питании

15.10.2022

Профилактика нарушений зрения

Правильная посадка за столом. Зачем это нужно?