Питание

Нормативные правовые документы

1. КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ 13 января 2011 № 243-3

Статья 40. Обеспечение питанием 
1. Учреждения образования (иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, при реализации ими образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью) создают необходимые условия для организации питания обучающихся.

2. Организация питания обучающихся осуществляется в соответствии с законодательством юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на оказании услуг общественного питания, иными организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения, либо учреждениями образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

3. Питание организуется в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов по установленным нормам питания и денежным нормам расходов на питание для соответствующих категорий обучающихся. При необходимости организуется диетическое (щадящее) питание. Нормы питания, денежные нормы расходов на питание утверждаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

4. Обучающиеся обеспечиваются питанием за счет собственных средств, средств законных представителей несовершеннолетних обучающихся, средств республиканского и (или) местных бюджетов, иных источников в соответствии с законодательством.

5. Положение об организации питания обучающихся, обеспечении питанием обучающихся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, размер и порядок взимания платы за питание утверждаются Правительством Республики Беларусь.



2. САНИТАРНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА «ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27.12.2012 N 206 (с изменениями и дополнениями)

ГЛАВА 10. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ 
175. Питание учащихся в учреждениях образования осуществляется в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 февраля 2005 г. N 177 «Об утверждении Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 35, 5/15618), с учетом требований настоящих Санитарных норм и правил.

Учащиеся учреждений образования должны получать пищу каждые 3,5 — 4 часа.
Учащимся в учреждениях образования предоставляется горячий завтрак (обед), а учащимся, посещающим группы продленного дня, предоставляется двухразовое питание при пребывании в учреждении образования до 8 часов и трехразовое питание — при пребывании более 8 часов.

176. Для организации горячего питания учащихся в учреждении образования могут использоваться различные формы обслуживания:
предварительное накрытие столов; предварительный заказ блюд по меню завтрашнего дня для учащихся 5 — 11-х классов; использование элементов шведского стола и иные.

Для предоставления дополнительного питания может быть организована работа школьных кафе и кафетериев, буфетов.

В буфете может реализовываться продукция, входящая в примерный перечень продукции, реализуемой в буфете учреждения образования, согласно приложению 10 к настоящим Санитарным нормам и правилам. Примерный перечень буфетной продукции может быть сокращен или расширен с учетом имеющихся условий для хранения и реализации продукции в каждом конкретном учреждении образования.

Ограничивается реализация в буфете отдельных мучных блюд (пиццы или смаженок или сосисок в тесте) до не более двух раз в неделю.

177. Питание учащихся организуется по утвержденному руководителем учреждения образования графику под наблюдением педагогических работников (в 5 — 11-х классах — дежурного педагогического работника).

179. Горячее питание учащихся осуществляется по примерным двухнедельным рационам питания, разработанным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на оказании услуг общественного питания, либо иными организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения (далее — субъект предпринимательской деятельности), и утвержденным руководителем учреждения образования и субъектом предпринимательской деятельности.

185. Качество готовой пищи должно ежедневно проверяться бракеражной комиссией, утвержденной приказом руководителя учреждения образования или субъекта предпринимательской деятельности, организующего питание. Результаты бракеража регистрируются в журнале по контролю за качеством готовой пищи (бракеражном) по форме согласно приложению 12 к настоящим Санитарным нормам и правилам.
В состав бракеражной комиссии входят заведующий производством или повар пищеблока учреждения образования, представитель администрации учреждения образования, медицинский работник, дежурный по пищеблоку педагогический работник.


3. ПОЛОЖЕНИЕ об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 21.02.2005 № 177


4. Методические рекомендации по организации питания обучающихся в 2017/2018 учебном году

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ ПО ПИТАНИЮ

ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ ПО ПИТАНИЮ

  1. Общие положения

 

  1. Совет по питанию является общественным органом, который возглавляет и координирует все направления по организации питания обучающихся.
  2. Совет по питанию собирается в соответствии с планом работы и по мере необходимости.
  3. Состав совета на каждый учебный год до 1 сентября утверждается приказом директора лицея.
  4. В состав совета могут быть включены члены администрации, руководители методических структур, учителя, воспитатели, педагог психолог, социальный педагог, медицинские работники, представители родительской общественности, ученического самоуправления, профсоюзного комитета, работники столовой лицея.
  5. Непосредственное руководство Советом осуществляет заместитель директора лицея по учебной или воспитательной работе.

 

  1. Цели и задачи работы Совета

 

  1. Основная цель работы Совета по питанию – создание условий, обеспечивающих полноценное питание детей, как основного фактора охраны их здоровья.
  1. Практическими задачами работы Совета являются:

- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил организации питания;

- воспитание у детей потребности в заботе о правильном режиме и сбалансированности своего питания;

- формирование навыков культуры питания;

- поиск новых форм организации питания учащихся и увеличение охвата учащихся горячим питанием;

- своевременное выявление и информирование директора лицея о проблемных вопросах по организации питания детей, для принятия мер по их устранению;

- развитие материально-технической базы столовой.

 

  1. Основные направления работ

 

  1. Разработка и составление плана работы на учебный год с учетом анализа имеющихся проблем и перспективы совершенствования вопросов питания учащихся.
  2. Проведение (не реже 1 раза в месяц) заседаний Совета для рассмотрения запланированных вопросов и решения возникших проблем с приглашением ответственных лиц и специалистов.
  3. Установление режима работы столовой, разработка графиков приема пищи каждым классом, согласование их с заведующим производством и представление на утверждение директору лицея.
  4. Определение вместе с администрацией графика дежурства учащихся по столо­вой и графика контроля питания родительскими комитетами классов.

 

  1. Организация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по увеличению охвата горячим питанием.
  2. Проведение разъяснительной работы по пропаганде здорового образа жизни, по воспитанию культуры питания среди учащихся и родителей, рациональных основ питания.
  3. Проведение анкетирования среди учащихся и их родителей по изучению спро­са на горячее питание, рассмотрение и принятие  их предложений по улучшению качества питания.
  4. Организация наглядной агитации по выработке навыков культуры питания и здорового образа жизни. Проведение смотров – конкурсов, рейдовых проверок организации и качества питания учащихся.
  5. Осуществление контроля соблюдения учащимися графика посещения столовой, выполнения дежурными функциональных обязанностей в ходе дежурства в столовой, качество ведения документации.
  6. Обеспечение контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил на всех этапах процесса организации питания учащихся.
  7. Внесение предложений по развитию материальной базы столовой.
  8. Заслушивание итогов работы ответственных за совершенствование процесса организации и качества питания учащихся и внесение предложений по поощрению за достижение высоких результатов.

 

  • Ведение документации

 

Совет по питанию ведет следующую документацию:

- план работы Совета на учебный год;

- протоколы заседаний Совета;

- отчет о работе Совета с анализом состояния организации и качества питания учащихся школы и предложениями по их улучшению;

- акты по проверке организации питания, карточки (чек-листы) анализа организации питания детей;

- графики по организации процесса питания и контроля за ними;

- материалы контроля за денежными потоками и мониторинга охвата питанием учащихся за месяц;

- методические разработки, памятки и рекомендации для педагогов, учащихся и родителей

 

свернуть

СОВЕТ ПО ПИТАНИЮ

 

ПЛАН

работы Совета по питанию ГУО «Лицей Ивацевичского района»

на 2018/2019 учебный год

 

п/п

Вид деятельности

Сроки выполнения

Исполнители

 

1

Заседания Совета по питанию

1 раз в месяц

Морозова И.С.

2

Рейды проверок приготовления качества пищи на пищеблоках

1 раз в месяц

состав Совета

3

Каждодневный бракераж качества пищи

Ежедневно

Мед. работник, бракераж. комиссия

4

Контроль за посещением столовой учащимися классными руководителями

Несколько раз в неделю

Морозова И.С.

5

Совещания по вопросам питания с классными руководителями

По мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц

Морозова И.С.

6

Отчёт ответственного по питанию «Состояние питания в лицее»

2 раза в год (январь, июнь) педсовет.

Морозова И.С.

7

Проведение мероприятий по культуре питания, профилактике инфекционных заболеваний

Сентябрь, январь

Морозова И.С.,

классные руководители

 

 

 

СОСТАВ СОВЕТА ПО ПИТАНИЮ

Морозова И.С. - заместитель директора по воспитательной работе, председатель комиссии;

Жихор С.А. – педагог социальный, педагог-психолог;

Милевская Т.А. – классный руководитель;

Сорока А.М. – председатель профсоюзного комитета;

Кирилович Т.Н. – воспитатель общежития;

Щиглинская Н.Г. - воспитатель общежития;

Алексеевич Л.И. – медицинский работник;

Михаленко Анна - представитель ученического самоуправления;

Покало А.И. - представитель родительской общественности;

Зыбайло И.И. – повар.

свернуть

Бесплатное питание

Основанием для предоставления бесплатного питания является Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.02.2011г. №142 (со всеми последующими  изменениями и дополнениями).

 Перечень категорий учащихся, которым предоставляется бесплатное питание:

  • из многодетных семей, воспитывающих троих и более детей до 18 лет;
  • из малообеспеченных семей;
  • дети-инвалиды;
  • из семей, где один из родителей является инвалидом І или ІІ группы;
  • из семей военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей воинской службы в государствах, где велись боевые действия;
  • из семей лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;
  • из семей работников, обслуживавших действующие воинские контингенты в Афганистане или в других государствах и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения боевых действий;
  • из семей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий;
  • находящимся в социально опасном положении;
  • проживающим в сельских населенных пунктах;
  • проживающие в общежитиях учреждений общего среднего образования.

 Для получения бесплатного питания, родители или иные законные представители с 1 по 25 августа подают заявление руководителю учреждения образования.

К заявлению прилагаются:

Перечень необходимых документов для предоставления

 бесплатного питания: 

  1. Малообеспеченные семьи:
  • сведения о доходах каждого члена семьи учащегося за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления;
  • справка о месте жительства и составе семьи;
  • Справка с Управления по труду, занятости и социальной защите о предоставлении государственной адресной социальной помощи (оригинал);
  • Если в семье есть дети до 18 лет, обучающиеся в профессионально-технических, средних специальных, высших учебных заведениях и получающие стипендию: справка о размере стипендии за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления (оригинал);
  • Если родители не работают – копия трудовой книжки;
  • Если мать-одиночка – справка из записи акта о рождении (оригинал). 

Если родители в разводе:

  • Справка из суда о взыскании алиментов или об отказе от них (оригинал);
  • Справка с места работы папы о размере выплачиваемых алиментов за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления (оригинал);

В случае смерти одного из родителей:

  • Копия свидетельства о смерти;
  • Справка  о  размере  получаемой  ребенком  пенсии  за  12 месяцев, предшествующих  месяцу  подачи  заявления (оригинал).

 Средний  доход  на  одного  члена  семьи  не  должен  превышать  суммы  прожиточного  минимума.

  1. Многодетные семьи:
  • копия удостоверения многодетной семьи (все страницы). 
  1. Семьи, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы:
  • копия удостоверения инвалида. 
  1. Дети, проживающие в сельской местности:
  • справка о сельской регистрации. 
  1.  Дети-инвалиды:
  • копия удостоверения инвалида. 

Бесплатное питание предоставляется учащимся на основании решения комиссии, создаваемой приказом руководителя учреждения образования, на учебный год.

Решение о предоставлении бесплатного питания по заявлениям, поданным с 1 по 25 августа, принимается комиссией в течение пяти дней после истечения указанного срока подачи заявлений и оформляется приказом руководителя учреждения образования.

В случае обращения за предоставлением бесплатного питания после 25 августа комиссия принимает решение о его предоставлении в течение пяти дней со дня подачи заявления. При этом бесплатное питание предоставляется со дня принятия комиссией такого решения.

 

Бланк заявления на бесплатное питание

свернуть

Здоровое питание

Учащиеся нуждаются в сбалансированном питании, с высоким содержанием витаминов и микроэлементов, которое поможет их организму развиваться и оставаться здоровым.

Принципы правильного питания:

  1. Количество. Калорийность получаемой пищи должна соответствовать энергозатратам.
  2. Разнообразие. В день нужно употреблять продукты из разных групп — белки, углеводы, молочные продукты, жиры, фрукты и овощи.
  3. Соотношение разных групп продуктов по количеству. Как правило, подбирается индивидуально.
  4. Дробность питания. Не слишком часто и не слишком редко, кому как удобнее.
  5. Большее количество еды должно съедаться в первой половине дня.
  6. Полноценность. Все продукты должны быть максимально полезными и давать хорошее насыщение.

Хорошо, когда подростки начинают свой день питательным завтраком — например, молоком с хлопьями, чтобы справиться с утренней нагрузкой в школе. Затем — 1-2 фрукта или кусок кекса дадут им дополнительную энергию, чтобы чувствовать себя бодрым до обеда. Сам обед желательно сделать как можно разнообразнее.

Основные правила здорового питания учащихся: 
1-2 раза в неделю ребенку желательно есть рыбу;
1 раз в неделю — красное мясо (желательно говядина);
1-2 раза в неделю ребенок должен есть бобовые или такие блюда, как фаршированные овощи; в остальные дни ребенку можно давать белое мясо (например, курицу) или блюда, приготовленные из макаронных изделий.

свернуть

10 правил здорового питания

1. Пища — это источник энергии

Любая еда дает нам энергию, необходимую для подержания жизни. Именно поэтому наш рацион должен быть сбалансирован, в нем должны присутствовать белки, жиры и углеводы в нужной пропорции. Соблюдать эту пропорцию совсем не сложно, и в этом отлично помогает «модель тарелки».

Представьте себе тарелку: Половину тарелки занимают овощи и фрукты. Оставшуюся половину делим на две части: одну из них заполняем гарниром (крупы, макароны, хлеб, картофель), другую — преимущественно белковыми продуктами — мясо, птица, бобовые, рыба, молочные продукты, растительные жиры.

2. Питание должно быть разнообразным

Однообразный рацион, повторяющийся изо дня в день, чреват приступами аппетита и высоким риском того, что вы недополучаете жизненно важные витамины, микроэлементы, минеральные вещества.

Восполнять потребность организма в этих микронутриентах естественным образом нужно за счет присутствия в ежедневном питании фруктов, овощей, мяса, рыбы, молочных продуктов, хлеба.

3. Ешьте минимум 5 раз в день

Как это ни странно, но для того, чтобы снизить вес, а затем его поддерживать, нужно кушать часто. День должен начинаться с хорошего завтрака, затем должны следовать еще 2 основных приема пищи: обед и ужин.

В перерывах между основными приемами пищи необходимо добавить еще 2–3 перекуса. Такой тип питания позволит вам не испытывать голод, усилить и поддерживать на необходимом уровне обменные процессы, эффективно предотвращать приступы аппетита.

4. В рационе должны присутствовать простые и сложные углеводы

Углеводы это основной источник энергии для всех процессов нашего организма. При нехватке углеводов наш организм для восполнения запасов энергии начинает использовать собственные белки, а это наши мышцы, гормоны и иммунная система.

Простые углеводы (сахар, сахароза, фруктоза) усваиваются организмом очень быстро, чувства сытости практически не дают. Сложные углеводы (овощи, крупы, хлеб), напротив, усваиваются медленно, достаточно долго снабжая организм энергией и поддерживая чувство сытости.

Старайтесь не злоупотреблять простыми углеводами, помните о том, что в огромном количестве они содержаться в сладких газированных напитках. Кроме того, достаточно часто производитель маскирует количество сахара в продуктах, называя его патокой, сахарозой, мальтозой, кукурузным или кленовым сиропом.

5. Ешьте много цельнозерновых продуктов

К ним относятся: хлеб с отрубями, цельнозерновые хлебцы, подавляющее большинство круп. Эти продукты очень богаты клетчаткой, жизненно необходимой нам для поддержания здоровья пищеварительной и сердечно-сосудистой систем.
Клетчатка дает прекрасное чувство сытости, а витамины и микроэлементы, содержащиеся в этих продуктах, поддерживают наше общее здоровье.

6. В ежедневный рацион должны входить белки хорошего качества

К ним, в первую очередь, относятся все сорта нежирного мяса, рыба, птица, бобовые. Сосиски, мясные полуфабрикаты к источникам качественного белка не относятся.

Нехватка белка в питании приводит к серьезным нарушениям гормональной и иммунных систем организма, нарушению восстановления тканей.

7. Жиры — важный компонент питания, исключать их из питания категорически запрещается

Наиболее оптимально, когда на долю жиров животного происхождения, приходится 25%, а оставшиеся 75% занимают жиры растительного происхождения.
Помните о том, что избыток жиров в питании, легко откладывается организмом про запас, кроме того, негативным образом влияет на работу поджелудочной железы и печени.
Уменьшить количество жира в питании достаточно просто:
• выбирайте молочные продукты с пониженным содержанием жира;
• при приготовлении убирайте с мяса весь видимый жир;
• чаще используйте запекание на гриле, в духовке или в фольге;
• используйте посуду с антипригарным покрытием, чтобы сократить количество
добавляемых жиров в процессе приготовления.

8. Старайтесь ежедневно съедать не менее 500 грамм овощей и фруктов

Они богаты витаминами и минералами, отсутствующими в других продуктах. Как правило, все они низкокалорийны, объемны и хорошо насыщают.
При приготовлении овощей используйте щадящие способы тепловой обработки (например, приготовление на пару), это позволит не только разнообразить ваш рацион, но и сохранить в овощах максимум полезных веществ. Как можно чаще ешьте овощи зеленого и оранжевого цвета — они отличные источники антиоксидантов, замедляющих процессы старения.

9. Рыба в рационе должна присутствовать минимум два раза в неделю

Наиболее полезными являются жирные породы морской рыбы, содержащие особо ценные ненасыщенные жирные кислоты, в первую очередь, Омега-3. Наилучшие способы приготовления рыбы — запекание без масла, на пару, отваривание. А в качестве деликатеса можно приготовить домашнюю малосоленую рыбу.

 

10. Ежедневно добавляйте в рацион молочные продукты

Если вы не любите молоко, используйте кисломолочные продукты, они восполняют потребность организма в кальции и нормализуют микрофлору пищеварительного тракта. Стакан кефира, ряженки или натурального йогурта прекрасно утолят голод перед сном. Молоко отлично сочетается с крупами, они хорошо дополняют друг друга и легко усваиваются.

Постарайтесь, чтобы эти правила превратились для вас в пищевую привычку, бонусом которой станут хорошее самочувствие, отличное здоровье и настроение

свернуть

О рациональном питании

Рациональное (здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивостью к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способностью к обучению во все возрастные периоды. Организм ребенка даже в состоянии покоя расходует энергию. При мышечной и умственной работе обмен веществ усиливается. Расход энергии колеблется в зависимости от возраста детей и их активности. Восполнить эту энергию можно только с помощью питания. Чтобы пища принесла максимальную пользу, она должна содержать все жизненно важные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и воду.


Белки необходимы для построения новых клеток и тканей. Недостаток белка в пище приводит к задержке роста и развития, снижению массы тела и сопротивляемости инфекционным болезням. Наиболее высокой биологической ценностью благодаря присутствию всего набора незаменимых аминокислот обладают белки животного происхождения, содержащиеся в молоке и молочных продуктах, йогуртах, мясе, рыбе, яйцах. Следует знать, что не только недостаток, но и избыток белка оказывает на организм ребенка неблагоприятное влияние. Поэтому нежелательно, например, три раза в день давать ребенку мясные блюда, злоупотреблять сосисками, колбасами.

Источником легкоусвояемого животного жира в питании школьников является сливочное масло (потребность 30-40 г/сутки), содержащее жирорастворимые витамины А и Д. В рацион школьника обязательно должно быть включено и растительное масло (подсолнечное, кукурузное, оливковое и др.) в количестве 15-20 г. в день.

Углеводы служат основным источником энергии, обеспечивающие 50-60% необходимой для организма энергией в сутки. Основным источником углеводов являются продукты растительного происхождения: хлеб, макаронные изделия, крупы, картофель, овощи и фрукты. Углеводы, содержащиеся в этих продуктах, постепенно расщепляются на легкоусвояемые сахара (сахароза, фруктоза, глюкоза), всасываются в желудочно-кишечном тракте.

Легкоусвояемые сахара присутствуют в обычном сахаре, меде, варенье и других сладостях, сладких овощах и фруктах. При избытке углеводов в рационе снижается тонус мышц, ткани становятся рыхлыми, масса тела повышается.
Белки, жиры и углеводы усваиваются организмом наилучшим образом, если их соотношение в пищевом рационе составляет 1:1:4.

Минеральные вещества — соли кальция, фосфора, железо, а так же микроэлементы (цинк, марганец, селен и другие) обеспечивают рост и развитие, входят в состав гормонов, принимают участие в обменных процессах. Железо является необходимой частью гемоглобина в крови, при его недостатке развивается анемия. Железо содержится в большим количестве в мясе, печени, гречневой, овсяной и пшеничной крупах, бобовых растениях, некоторых фруктах (яблоки, груши, персики). Недостаток кальция ведет к нарушению формирования костей, задержке развития зубов и роста организма. Особенно необходим кальций в период интенсивного роста ребенка. Больше всего кальция содержится в молоке и молочных продуктах, в том числе кефире, йогуртах и особенно в сыре и твороге.

Витамины повышают физическую и умственную работоспособность, содействуют устойчивости организма к различным заболеваниям. В зимне-весеннем сезоне, когда в овощах и фруктах многократно снижается содержание основных витаминов, для профилактики гиповитаминозов рекомендуется регулярно использовать поливитаминные препараты.

Для того, что бы ваш ребенок был здоров, следует организовывать правильный режим питания.

Завтрак перед уходом в школу должен состоять из двух блюд. Первое блюдо может быть крупяным, овощным или мучным. Очень полезно давать ребенку творог или яйцо. Второе блюдо-это чай с молоком, молоко, кофе, хлеб с маслом и сыром. В школе ученик должен обязательно получить горячий завтрак. Если по каким-либо причинам горячее питание не организовано, ребенку нужно давать с собой бутерброд. Длительное голодание по 6-7 часов приводит к более быстрому утомлению и может стать причиной развития заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Дома или в школе ребенок должен получить полноценный обед из трех блюд. Первое блюдо не является основной частью обеда, поэтому школьникам 7-11 лет достаточно 300 граммов супа. Основная часть обеда — второе блюдо. Оно должно быть мясное, рыбное с крупяным или овощным гарниром. Третье блюдо — сладкое (компот, кисель и т. д.). На полдник детям необходимы: фрукты, кефир, молоко, чай со сдобной булочной, ватрушкой, пряником.

Ужинать детям нужно не позднее чем за 1-1,5 часа до сна. Ужин не должен быть очень обильным, так как сон с переполненным желудком будет беспокойным. Ужин должен состоять из двух блюд: первое — творог, рыба, яйца, овощи, крупяные и мучные блюда; второе — молоко, кефир, простокваша, кисель и др.

Однако к любым советам нужно подходить индивидуально, изучая и прислушиваясь к потребностям организма. Никогда не делайте проблему из того, что ваш ребенок не любит какую-то пищу. Любой пищевой продукт можно заменить другим. Не говорите: «Съешь все, тебе это полезно». Это звучит так, будто вы предлагаете лекарство. Пусть ребенок увидит, что вы едите то же самое и с удовольствием.

свернуть

Результаты анкетирования "Школьное питание – здоровое и рациональное!"

АНКЕТА ГУО «Лицей Ивацевичского района»

20.02.18.

для участников акции «Школьное питание – здоровое и рациональное!»

 

 

2018год

Указать число проанкетированных школьников - участников акции

169

Вопросы анкеты с вариантами ответов

 

1. Считаешь ли ты, что питание влияет на здоровье людей?

 

1. да, влияет

165

2. не влияет

2

3. затрудняюсь ответить

2

2.  Что значит, по твоему мнению,  «правильно питаться»? (можно отметить любое количество правильных, на твой взгляд, ответов)

1. соблюдать режим питания;

158

2. выбирать только полезные продукты;

149

3. есть больше овощей и фруктов;

162

4. не употреблять напитки и продукты с неестественно яркой окраской;

12

5. не употреблять продукты, которые содержат глутамат натрия;

23

6. отказаться от фаст-фудов, в том числе от картофельных чипсов и картофеля фри

36

3.  Нужно ли завтракать дома перед школой?

 

1. обязательно нужно

146

2. завтракать не нужно

19

3. не знаю

4

4.  Всегда ли ты кушаешь перед школой (завтракаешь)?

 

1. всегда

114

2. иногда

40

3. никогда

15

5.  Что лучше съесть дома на завтрак?

 

1. выпить только чашку чая (кофе)

3

2. чай (кофе) с бутербродом

87

3.поолноценный завтрак (каша, картошка, котлета, творог, яйца и др.)

79

6.  Нужны ли, по твоему мнению, горячие завтраки в школе?

 

1. завтрак не нужен

7

2. завтрак нужен

153

3. не знаю

9

7. Если не посещаешь школьную столовую, то где ты кушаешь во время перемен между уроками?

 

1. беру с собой

17

2. бегаю домой

-

3. не кушаю, но хотелось бы

5

4. не кушаю и не хочу

7

5. как когда

8

6. затрудняюсь ответить

11

8.   Нравится ли тебе питание, которое предлагают в школьной столовой?

 

1. да, нравится

139

2. не всегда

18

3. не нравится

3

4. затрудняюсь ответить

9

9.  Твой пол?

 

1. мужской

90

2. женский

79

10. Твой возраст

 

1. 8-9 лет

 

2. 10-12 лет

 

3. 13-14 лет

 

4. 15-17 лет

169

свернуть