Профессиональный ориентир


Как выбрать профессию?

05.02.2019

Где узнать о профессии (словари и описания)

08.05.2018

 

Кто такой мерчандайзер? А имиджмейкер? А кто такой юрист? А ты уверен, что правильно представляешь себе, ЧТО юрист ДЕЛАЕТ, каковы ТРЕБОВАНИЯ к его профессиональной подготовке, каковы ПРОФЕСССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА юриста? Четкое представление о сути профессии важно, во-первых, для осознанного принятия решения о выборе профессий. Чтобы не получилось, что выбирал, ориентируясь на свои фрагментарные знания, а на деле специалист данной профессии делает совсем другое. Во-вторых, знания о новейших, современных профессиях помогут анализировать рынок труда (читать о предлагаемых вакансиях), рынок образования (понимать, чему именно учат в данном ВУЗе, каких специалистов готовят).

Профессиограмма - это описание профессии по определенной схеме, раскрывает содержание деятельности профессионала, требования к его знаниям и умениям, профессионально важные качества и т.п.

Структура профессиограммы:

  •  Содержание деятельности;
  •  Условия деятельности;
  •  Квалификационные требования;
  •  Средства деятельности;
  •  Требования к профессионально важным качествам;
  •  Профессиональное образование;
  •  Медицинские противопоказания;
  •  Родственные профессии.

Составить действительно адекватное представление о профессиях помогут следующие ресурсы Интернета:

http://www.ucheba.ru/prof

Портал "Учеба.ру", раздел "Профессии": Более 600 описаний наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, рассортированных по области деятельности - характеристики (профессиограммы по нижележащей схеме) и описания (рассказы).

Структура профессиограммы:

  •  Содержание труда;
  •  Должен знать;
  •  Требования к образованию;
  •  Требования к личностным качествам;
  •  Карьерный рост

Словарь профессий на сайте "Moldova Job": Краткие характеристики-описания множества профессий. Длинные - для модных, современных и востребованных.

 http://old.e-xecutive.ru/professions/

 

свернуть

Рекомендации по методике Е.А.Климова "ДДО".

08.05.2018

 

  1. "Человек-природа".

Профессии: агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог, лесовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, полевод, пчеловод, врач карантинной службы, ветеринар и другие профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством, с живой и не живой природой.

Психологические требования профессий этого типа к человеку:

  • развитое воображение
  • наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память
  • точное восприятие (особенно зрительное), наблюдательность
  • способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы
  • поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист обязан обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым к работе вне больших коллективов, иногда в трудных погодных условиях.
  1. "Человек-техника".

 Профессии: инженер-строитель, инженер по горным работам, инженер по мелиорации, теплотехник, провизор, фармацевт, повар, штукатур, гидротехник, энергетик. испытатель технических устройств, слесарь механосборочных работ, электромонтажник, радиомонтажник, слесарь-сборщик киноаппаратуры, оператор станков с ЧПУ, наладчик станков с ЧПУ, оператор электропульта. радиотехник. киномеханик, фотограф, слесарь по ремонту промышленного оборудования. слесарь по ремонту электрооборудования и другие технические профессии.

Психологические требования профессий этого типа к человеку:

  • точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие
  • хорошая координация движений
  • развитое техническое и творческое мышление и воображение
  • умение переключать и концентрировать внимание
  • наблюдательность

3."Человек-знаковая система".

Профессии: редактор, корректор, машинистка, наборщик, телеграфист, программист, оператор ЭВМ, экономист, статистик, конструктор, инженер-технолог, чертежник, радист, стенографист, телефонист, юрист, звукооператор и другие профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

Психологические требования профессий этого типа к человеку:

  • хорошая оперативная и механическая память
  • способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном материале
  • хорошая переключаемость и распределение внимания
  • точность восприятия, умение анализировать то, что стоит за условными знаками усидчивость, терпение .

4."Человек художественный образ".

Профессии: писатель. художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф, ювелир, гравер, маляр, столяр-краснодеревщик, музыкант, актер, мастер по росписи фарфора, шлифовальщик по камню и хрусталю, печатник и другие творческие специальности.

 Психологические требования профессии этого типа к человеку:

  • художественные способности
  • развитые эстетические чувства
  • развитое зрительное восприятие
  • наблюдательность, зрительная память
  • наглядно-образное мышление
  • творческое и воссоздающее воображение
  • аналитическое, нестандартное мышление

5."Человек-человек".

Профессии: воспитатель, учитель, мастер профтехучилища, спортивный тренер, врач, фельдшер; медсестра, няня,' продавец, парикмахер, официант, вахтер, работник столовой, библиотекарь, экскурсовод, лектор, юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий, менеджер и другие профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

.

Психологические требования профессий этого типа к человеку:

  • стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми
  • устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми
  • доброжелательность, отзывчивость
  • выдержка, умение сдерживать эмоции
  • способность анализировать - поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения, помыслы и настроения других людей
  • способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовать их взаимодействие
  • способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать и слышать, учитывать мнение другого человека
  • способность владеть, мимикой, жестами,
  • развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми
  • умение убеждать людей
  • способность помнить, держать в уме информацию о многих людях
  • аккуратность, пунктуальность, собранность

 

свернуть

7 шагов к взвешенному решению

08.05.2018

 

 1. Составьте список подходящих для вас профессий. Напишите все профессии, которые вам нравятся и интересны.

  1. Составьте описание вашей будущей профессии, какой вы ее видите. Попробуйте составить список требований к выбираемой профессии по плану:
  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и жизненные цели;
  • выбираемая профессия и ваши сегодняшние проблемы;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и ваши склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.
  1. Выясните, насколько все перечисленные требования значимы для вас, что в будущей профессии для вас будет наиболее важно.
  2. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.

Проанализируйте,  развиты ли у вас профессионально важные качества, отвечают ли интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

  1. Подсчитайте и проанализируйте результаты. Подумайте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
  2. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности размышлений, обсудите свое решение с родителями, учителями, педагогом-психологом.
  3. Итак,  решение принято, теперь необходимо обозначить основные практические шаги к успеху. Важно определить, в каком учебном заведении и на каких условиях  вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность среди других абитуриентов.

 

свернуть

Перечень ошибок в выборе профессии

  1. Выбор профессии «за компанию».
  2. Выбор профессии по внешнему представлению о ней.
  3. Перенос отношения к человеку на саму профессию.
  4. Отождествление учебного предмета с профессией.
  5. Выбор исключительно по признаку престижности.
  6. Выбор вопреки, назло чему-либо  или кому-либо.
  7. Недостаточный учет своих способностей.
  8. Ориентация на мнение случайных людей.
  9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков и/или игнорирование медицинских противопоказаний.
  10. Ориентация на мнение родителей или близких людей.
  11. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства
  12. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)
  13. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии
  14. Отношение к выбору профессии как к чему-то неизменному
  15. Низкий уровень критического отношения к себе.за компанию
  16. Выбор исключительно по признаку престижности.
  17. Выбор вопреки, назло чему-либо
  18. Недостаточный учет своих способностей.
  19. Ориентация на мнение случайных людей.
  20. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков и/или игнорирование медицинских противопоказаний.

 

свернуть

Выбор профессии 

 
-Скажите пожалуйста, куда мне отсюда идти? – спросила Алиса.
-А куда ты хочешь попасть? – ответил Чеширский Кот.
-Мне всё равно… - сказала Алиса.
-Тогда всё равно куда и идти, - заметил Кот.
-Только бы попасть куда-нибудь, - пояснила Алиса.
-Куда-нибудьты обязательно попадёшь, - сказал Кот. 
– Нужно только достаточно долго идти.

Л. Кэрролл, «Алиса в стране чудес»

         

Самостоятельный, сознательный выбор профессии может быть сделан только тогда, когда учитываются все важнейшие его обстоятельства. К ним относятся следующие:

 1.   Знание профессии и тех требований, которые та или иная профессия предъявляет к качествам специалиста. Соотнесение этих требований со своими личными возможностями и осознание того, что сможешь успешно выполнять эту деятельность.

 2.   Знание потребностей рынка труда в необходимых кадрах, определённой квалификации и специальности. Здесь идёт речь об учёте не только потребностей нашего государства в целом, но и конкретного района, города, причём к тому времени, когда вы сможете приступить к практической работе.

 3.   Знание своих личных потребностей: области своих профессиональных интересов, уровня притязаний в профессиональных достижениях. Эти знания формируют осознание своих профессиональных устремлений, того, что человек хочет.

 Всё вышесказанное  можно рассматривать как основное правило осознанного выбора профессии: это учёт и соотнесение «могу-надо-хочу». Зона совпадений стремления личности (хочу), её возможностей (могу) и потребностей рынка труда (надо) будет оптимальной, наиболее эффективной для этого выбора.

  

Семь шагов к взвешенному решению
  1. Проверить результаты профессий
  2. Определить значимость каждого требования
  3. Составить список подходящих профессий
  4. Составить перечень требований выбираемой профессии
  5. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих
  6. Подсчитать и проанализировать результаты
  7. Определить основные практические шаги к успеху
Что влияет на выбор профессии
  • Позиция старших членов семьи
  • Позиция товарищей, подруг
  • Позиция учителей, школьных педагогов
  • Личные профессиональные планы
  • Способности
  • Уровень притязаний на общественное признание
  • Информированность
  • Склонности
свернуть

Взаимосвязь учебного предмета с профессиональной сферой


Список профессий

Агроном, акушерка, биолог, бионик, биохимик, врач-педиатр, врач-специалист (-бактериолог, -вирусолог), врач-специалист (-валеолог, -диетолог), врач-стомотолог, врач-терапевт, врач-хирург, дефектолог, животновод, зверовод, зоотехник, зубной техник, лаборант химико-бактериологического анализа, логопед, массажист, медицинская сестра, овощевод, озеленитель, почвовед, провизор, психолог, психолог, клинический, преподаватель психологии, психолог-щкольный, птицевод, пчеловод, рыбовод, тренер, фельдшер, фармацевт, фельдшер-лаборант судебно-медицинской экспертизы, физиолог, эколог, эксперт санитарный, и другие.

Список профессий

Архитектор, аудитор, бухгалтер, бухгалтер-ревизор, веб-дизайнер, инженер-программист, инспектор таможни, контролёр-кассир, логистик, маркетолог, математик, менеджер, налоговый инспектор, операционист, предприниматель, программист, продавец, специалист рынка ценных бумаг, статистик, товаровед, экономист, эксперт-оценщик автотранспорта, эксперт-оценщик недвижимости, и другие.

Список профессий

Актёр, архивариус, библиотекарь-библиограф, воспитатель дошкольного учреждения, гувернёр, делопроизводитель, дефектолог, документовод, журналист, копирайтер, корректор, корреспондент, лингвист, логопед, менеджер по персоналу, оператор электронного набора и вёрстки, оператор ПЭВМ, переводчик, психолог-консультант, редактор, рекламный агент, секретарь-референт, школьный психолог, экскурсовод, идругие.

Список профессий

Агроном, биохимик, врач-педиатр, врач-специалист (-бактериолог, -вирусолог), врач-специалист (-валеолог, -диетолог), врач-стомотолог, врач-терапевт, врач-хирург, инженер-технолог, лаборант (фельдшер-лаборант), лаборант химико-бактериологического анализа, медицинская сестра, парикмахер, печатник, повар, почвовед, провизор, технолог пищевой промышленности, фармацевт, фельдшер-лаборант судебно-медицинской экспертизы, фотограф, химик-технолог, эколог, эксперт санитарный, и другие.


свернуть

Ошибки в выборе профессии

«Самая большая ошибка при поиске работы – не знать, на что ты способен, 
и это в такой области, от которой зависит ваше будущее благополучие», - писал Дейл Карнеги.

Последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. Смена профессий, неудовлетворенность работой часто оказываются следствием ошибок, совершаемых человеком еще при выборе своего профессионального пути. Отказ от нелюбимой работы ставит человека перед выбором новой профессии. А ошибка, совершенная во второй раз, порождает у человека неверие в свои силы и возможности.


К неправильному выбору профессии может привести множество причин, и поэтому все ошибки, допускаемые человеком, можно разделить на три группы:
 1.     незнание мира профессий;
 2.     незнание самого себя; 
 3.     незнание правил выбора профессии.

 Отождествление профессии со школьным предметом. Нет таких профессий, как физик, историк или литератор. Это области знания и направления, по которым можно продолжить образование, но отнюдь не сами профессии и тем более не должности. Даже если тебе нравится какой-то школьный предмет, из этого еще не следует, что понравится и связанная с ним работа.


Ориентация на мнение случайных людей, имеющих весьма смутные представления о той профессии, к выбору которой они тебя подталкивают. Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профессий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями. В принципе, дать обоснованный совет, подходит ли человеку какая-либо профессия, может лишь тот, кто очень хорошо знает и ее саму (обладает опытом работы в этой сфере), и человека.

Выбор профессии по внешнему впечатлению о ней, без учета того, чем реально предстоит заниматься большую часть рабочего времени. Во многих видах деятельности на виду оказывается лишь «вершина айсберга», но не столь заметна гигантская подготовительная работа, которую приходится  проделывать, чтобы на эту вершину попасть. Например, для спортсмена успешное выступление на соревновании – момент триумфа. Он становится известным, ему аплодируют, именно в этот момент его запечатлевают телекамеры. Однако зрители куда реже видят всю ту гигантскую «черновую» тренировочную работу, которую нужно проделать, чтобы попасть на эту вершину.


Выбор профессии «за компанию». Это весьма распространенная ситуация. Многие люди руководствуются принципом: «Мой друг хочет получить определенную профессию – значит, и мне нужно». Иногда этот выбор может оказаться удачным – ведь дружат и собираются в компании, как правило, люди с более или менее схожими способностями и интересами. Однако чаще все же получается иначе: выбранная таким образом профессия более или менее подходит тому, кто оказывается инициатором (ведь для него это сознательный выбор), а вот их компаньонам – не очень.
Кстати, часто выбор профессии «за компанию» связан с тем, что молодой человек недостаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой шаг. Неопределенность жизненной перспективы вызывает тревогу, а принимать какое-либо решение все равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже все решил и убежден в правильности намеченного. А дальше все зависит от удачи: если повезло и избранная ради компании профессия отвечает интересам и способностям человека, то все складывается хорошо, а если нет – уже через год-полтора учебы в вузе, техникуме или колледже возникает разочарование, недовольство, желание «начать все с белого листа».

Недостаточный учет своих способностей. При огромном желании, потратив много времени и колоссальные силы, можно стать специалистом даже в том, к чему у тебя способностей нет совершенно. Вот только весьма посредственным. А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует способностям, достигнутые результаты оказались бы куда лучше.

Перенос отношения к человеку на отношение к его профессии. Бывает, что профессия начинает нравится, потому, что ей обладает человек, который тебе симпатичен. А бывает и наоборот: одна-единственная встреча с неприятным, отталкивающим представителем какой-либо профессии может настроить человека против этого рода занятий как такового.
Когда отношение к человеку переносится на восприятие его работы, формируются стереотипы: уведешь одного-двух представителей какой-то профессии, обладающих определенными личностными качествами, и начинаешь думать, будто те свойственны и другим представителям данной профессиональной сферы. А это далеко не всегда так, ведь в основе подобного стереотипа лежит неоправданно большой перенос частного опыта общения на широкую и разнородную группу людей.

Выбор исключительно по признаку престижности. Нет престижности самой по себе, говорить о ней имеет смысл только в связи с определенным кругом общения. А начнешь общаться с другими людьми, то в их глазах, вероятнее всего, престижными окажутся совершенно иные виды занятий. Что же теперь – всю жизнь под них и подстраиваться? Нужно помнить и о том, что угодить всем окружающим сразу не удастся в любом случае: кто-нибудь непременно останется недоволен. 

На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Это временное преобладание каких-либо вкусов, мнений, точек зрения. Без причины она не возникает, но не всегда именно то, что модно, оказывается наилучшим или подходящим для тебя лично. В области профессионального самоопределения мода проявляется как массовое предпочтение молодежью каких-либо профессий, восприятие их как самых престижных, что подчас совершенно не соответствует их реальной востребованности. Когда-то школьники поголовно хотели быть космонавтами, потом – физиками-ядерщиками, потом – банкирами и брокерами. Мода на профессии меняется довольно быстро, и, скорее всего, к тому моменту, когда ты закончишь профессиональное обучение и начнешь работать, модными станут совсем не те профессии, что сейчас.
Конечно, ошибка в выборе профессии – не фатальна. Многие известные люди отмечали роль случая в выборе жизненного пути и вероятность иных вариантов. 
…Юная англичанка по имени Маргарет решила стать химиком, закончила Оксфордский университет и даже устроилась на завод по изготовлению пластмасс. Но вскоре поняла, что ошиблась в выборе профессии, и круто изменила свою жизнь. Не став великим химиком, Маргарет Тетчер стала великим политиком. Уместно воспользоваться ее советом: «Припомните, какой день принес вам наибольшее удовлетворение. Не тот, что вы провели в праздности и безделье, а тот, когда на вас навалилась гора дел – и вы с ними справились».
свернуть

Ориентировочная схема выбора профессии

Ориентировочная схема выбора профессии

Этап 1. Знакомство с миром профессий.
Соберите как можно больше информации о существующих профессиональных сферах, отраслях деятельности, о ключевых профессиях в этих отраслях, о том, какие специалисты актуальны и востребованы на рынке труда, какие области знаний и личностные качества соответствуют тем или иным профессиям и т.п.
 
Этап 2. Выявление личных интересов и склонностей.
Поразмышляйте над тем, чем Вы увлекаетесь, какие виды деятельности вызывают у Вас познавательный интерес (желание получать соответствующие знания, сведения), какой работой Вы хотели бы заниматься (изучать какие-либо процессы, производить расчеты, писать тексты, придумывать новые образы, общаться с людьми и т.п.)
  
Этап 3. Определение собственных способностей, умений и навыков.
Проанализируйте, какими личностными особенностями, содействующими успеху в той или иной деятельности, Вы обладаете. Это могут быть интеллектуальные и творческие способности (способности к математике, языкам, музыке, рисованию и т.д.), отличающие Вас черты характера (усидчивость, общительность, любознательность, пунктуальность и т.д.), какие–либо особенности организма (например, физическая выносливость, хороший глазомер, тонкий слух и т.п.). Разберитесь, что у Вас получается делать, какие действия Вы можете выполнять умело и качественно.
  
Этап 4. Формулирование своих требований к будущей профессии.
Результатом Ваших размышлений на данном этапе должен явиться перечень личных ожиданий и требований относительно Вашей будущей профессии. Этот перечень может отражать следующие моменты:
-       мотивы будущей деятельности (стремление к признанию, потребность в творчестве, желание общаться, стремление к повышению уровня мастерства, потребность в стабильности и т.п.);
-       предполагаемая сфера профессиональной деятельности (экономика, медицина, транспорт, строительство, искусство, общественная деятельность, сфера обслуживания и т.п.);
-       планируемые профессиональные функции (управление, обслуживание, исследование, защита, контроль, производство и т.п.);
-       уровень желаемого профессионального образования (колледж, ВУЗ, специализированные курсы и т.п.);
-       предпочитаемые содержание и условия работы, режим рабочего дня, орудия труда, примерный уровень заработной платы, возможность трудоустройства, карьерного роста и т.д.
Этап 5. Выделение внешних и внутренних ограничений по выбору профессии.
Теперь нужно продумать те факторы, которые объективно могут ограничить круг выбираемых профессий. Эти ограничения могут быть связаны с особенностями Вашего физического и психического здоровья, с обстановкой в семье, материальным положением, географией места проживания и т.п.
Этап 6. Формирование списка подходящих профессий.
Ориентируясь на Ваши знания о мире профессий, составьте список подходящих Вам профессий, не просто интересных, увлекательных, но которые Вы можете представить себе именно в качестве будущей специальности, как ваше призвание.
Этап 7. Выбор наиболее удовлетворяющей профессии.
Проанализируйте каждую профессию из составленного на этапе 6 списка по тем пунктам, которые обозначились у Вас на предыдущих этапах (со 2-го по 5-ый). Можете буквально по баллам подсчитать (начисляя один балл за каждое совпадение), какая из выбранных профессий наиболее соответствует Вашим способностям и склонностям, требованиям, жизненных обстоятельствам.
Этап 8. Проверка оптимальности совершенного выбора профессии.
Для того, чтобы получить объективную оценку, обсудите сделанный Вами выбор с теми людьми, чье мнение для Вас ценно и авторитетно: с родителями, друзьями, учителями, представителями данной профессии, психологами-профконсультантами. Но помните, что решающее «Право голоса» остается всегда за Вами.
Этап 9. Планирование профессионального пути.

На заключительном этапе необходимо наметить конкретные шаги на пути следования выбранной профессии: определиться с учебным заведением, в котором можно приобрести профессию, продумать, где можно получить начальный профессиональный опыт и постоянное место работы, как совершенствовать свои профессиональные навыки.

свернуть