Литературно-художественный час "О красоте женщины в литературе, музыке и живописи художников"

19.10.2020

 

 

 В искусстве существуют вечные темы. Одной из них является тема женщины.

Испокон веков красота женщины являлась источником вдохновения для художников, писателей, поэтов. Образ женщины – это вечная загадка, сложный и запутанный мир тонких чувств и эмоций, часто используется в искусстве, т.к.  она является вдохновительницей и Музой многих  творческих людей.

У каждой эпохи свой идеал женщины, вся история отражается в том, как люди видели женщину. Образ женщины в искусстве столь многолик, противоречив, но в первую очередь этот образ опирается на чувства, эстетическое представление о женской красоте, являясь отражением того времени, символом эпохи.

Женский характер всегда привлекал особое внимание художников. Созданные в портретном искусстве образы женщин несут в себе поэтический идеал в гармоническом единстве его душевных качеств и внешнего облика.

По портретам мы можем судить как на внешность женщины, на ее душевный склад влияют общественные события, мода, литература, искусство, живопись.

Вспомните разные лица людей. Всегда ли человек с красивыми глазами  или четкой линией носа, с изящным овалом лица добр? Встречались ли вам люди, некрасивые внешне, но с добрым сердцем, с красивой и щедрой душой?

Прежде всего, человек красив не внешностью, а внутренним миром, своими делами, добрым отношением к людям, животным, природе. Не случайно мы говорим? Духовная красота.

Давайте вспомним женские образы - Святая княгиня Ольга, иконы с изображением Богородицы, картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна и другие.

Можно представить репродукцию картины Рембрандта «Портрет жены брата», где изображена пожилая женщина, вовсе не красивая, но почему же так влечет к себе это немолодое лицо? Что такое сотворила кисть художника, что его не забыть? Даже руки не нарисовал, чтобы приковать внимание именно к лицу. И вошла уже в тот возраст, когда кожа утеряла нежную бархатистость, прожитое  пролегло на ней морщинками и морщинами. И, тем не менее, не оторваться от этого лица. Почему такая печаль ложится на сердце? О чем тосковал Рембрандт, рисуя эту женщину? О покое? Об уюте домашнего очага? Что-то глубоко интимное открыл он нам через этот образ, открыл нам свою душу через душу Антье. Это не последнее полотно Рембрандта, но… слышите?.. как будто издалека, из безмолвия прошлого долетают до нас отзвуки лебединой песни…

А видели ли Вы женские портреты французского художника Энгра? О, каких красавиц рисовал Энгр! Как сверкают их роскошные наряды, как горделиво глядят на нас эти чудные красавицы! Одна, вторая, третья… Они вызывают восхищение и… забываются.

Можно рассмотреть два женских образа, созданным художником В. Серовым: «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем». Какие они - красивые, добрые, загадочные, нежные.

Стоит ли удивляться, что мир музыки полон женскими образами!

Образ матери – женщины изображен в разных произведениях искусства, не только в музыке (песни), поэзии (стихотворения, пословицы, поговорки), но и в изобразительном искусстве. Многие композиторы, художники, писатели всего мира создали гениальные произведения, посвященные самому дорогому и любимому для каждого из нас человека -  маме, потому что в искусстве  одной из вечных тем является тема женщины – матери. К примеру,  в музыке - Ф. Шуберт «Аве Мария»,  песни: «Мама» на слова А. Шульгиной и музыку В. Гаврилина из вокального цикла «Земля»; «Богородица» в исполнении С. Лазаревой;  «Мама - первое слово», «По синему морю»;  итальянская песня «Мама» музыка Ч.А. Биксио, слова Б. Керубини и многие другие.

Можно вспомнить сказку «Золушка», доброту главной героини, именно душевную ее красоту и сварливость с высокомерием мачехи и ее дочек  или балет «Золушка» С.С.Прокофьева. Вспомнить песню «Золушка» И. Цветкова и И. Резника, отметив, что музыка передает легкий, веселый нрав Золушки, умение радоваться жизни.

Можно вспомнить «Сказку о царе Салтане» А.С.Пушкина или оперу Н.А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане»», о том, как Барбариха решила сделать зло.  В контрасте можно представить образ младшей девицы - будущей матери Гвидона - и «Царевну – Лебедь» репродукцию картины М.А.Врубеля, отметить и нежный поворот ее головы, и огромные, наполненные печалью и загадкой глаза и все убранство костюма, в котором видны и оперенье, и воздушные ткани и брызги моря.

В пьесе А.Н.Островского и в опере «Снегурочка» Н.А.Римского - Корсакова  воспет образ сказочной, нежной, веселой, беззаботной девушки - Снегурочки. Музыкальная характеристика Снегурочки  волшебная, зимняя, звонкая, как будто в ней звучат хрусталики,  льдинки холода. В контрасте с этим образом можно обратиться к сказочному персонажу, например, в «Снежной королеве».

А как же опера К.В.Глюка «Орфей и Эвридика», а древнегреческий миф об Орфее и Эвридике?  А поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» и опера «Руслан и Людмила» М.И.Глинки - образы Людмилы, Наины, Гориславы…

В былине «Садко» и в опере - былине «Садко» Н.А.Римского – Корсакова - прекрасные женские образы – Волховы, дочери Морского царя и жены Садко - Любавы Буслаевны.

В музыке П.И.Чайковского  раскрываются контрастные образы, например, в балете «Спящая красавица» - образы Феи Сирени и Феи Карабос; в опере «Евгений Онегин» - образ Татьяны, в опере «Пиковая дама» - образ Лизы, в опере «Мазепа» - образы Марии, Иоланты.

В трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта», хотя Джульетта юна, ей всего лишь 13 лет, но её образ воспет во многих произведениях искусства - балет «Ромео и Джульетта» С.С.Прокофьева, музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта» Д.Б.Кабалевского, музыка к одноименным кинофильмам, увертюра - фантазия «Ромео и Джульетта» П.И.Чайковского, опера «Ромео и Джульетта» Гуно, мюзиклы и многие другие произведения.

Можно говорить об использовании образа женщины в произведениях таких великих композиторов, как Л. В. Бетховен («Лунная соната», «К Элизе»), Ж. Бизе (опера «Кармен»), Р.К.Щедрин («Кармен-сюита»), Б.И.Тищенко (балет «Ярославна»), А.П.Бородин (опера «Князь Игорь»), М.И.Глинка (романс «Я помню чудное мгновенье», «Вальс-фантазия»)  и многие другие.

Два произведения М. И. Глинки романс «Я помню чудное мгновенье», «Вальс-фантазия» автобиографичны:  они отражают, происходящие с  композитором события на самом деле.  Музыка романса и вальса звучит, как взволнованная речь, по которой можно сразу узнать почерк автора. Она раскрывает не только образ самого Глинки, но и  образ той, кому посвящены эти сочинения.

Танго Гарделя из к/ф «Запах женщины» и «Чардаш» Монти. И, конечно, же, квинтэссенция вечного признания в любви к Женщине - «Ноктюрн» Арно Бабаджаняна на стихи Роберта Рождественского.

В романе «Война и мир» у Л. Н. Толстого и в опере «Война и мир» у С. С. Прокофьева тоже отображены женские образы.  

        Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», ведь у женщины есть свое особое предназначение, данное самой природой: она, прежде всего мать, жена. Для Толстого это бесспорно. Мир семьи — это основа человеческого общества, и хозяйка в нем — женщина.  

Конечно, это ещё не все рассмотренные женские образы. Вспоминать,  перечислять и рассматривать  женские образы в разных видах искусства можно бесконечное количество раз. И каждый раз это будут разные лица, характеры, чувства, настроения.

Правильно, говорят, что художники, поэты, писатели  и композиторы могут передать в красках, словах,  звуках не только характер и чувства человека, но и умеют видеть красоту открытую, то есть ту, которая видна всем, и красоту, которая на первый взгляд незаметна.